• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области за 2013 год

Сфера деятельности: Финансовая сфера

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке  услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области за 2013 год

I. Общие положения

Аналитический отчет выполнен в целях изучения конкурентной среды на рынке услуг  обязательного страхования автогражданской ответственности  на территории города Кургана и Курганской области и в рамках рассмотрения заявления гражданина, приобретающего услуги ОСАГО на территории Курганской области. 
Анализ выполнен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. №359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» (далее - Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)).
В качестве исходной информации о рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) использованы данные хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке страховых услуг, информация, полученная от Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург), нормативно-правовая база, содержащая правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г.  № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1),   Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).


II. Определение временного интервала исследования рынка страховых услуг

Временной интервал исследования рынка определяется в зависимости от цели исследования.
Основной целью проведения данного анализа является изучение характеристик  рынка услуг ОСАГО на территории Курганской области, сложившихся до момента проведения исследования, поэтому проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном  рынке за 2013 год.

III. Определение продуктовых границ рынка страховых услуг

Согласно Правилам установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида финансовой услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых финансовых услуг, сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить одну финансовую услугу другой при потреблении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Частью 2  статьи 3  Закона № 4015-1  установлено, что страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Обязательное страхование автогражданской ответственности регламентируется Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Закона под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Потребителями на рынке услуг ОСАГО выступают страхователи — владельцы транспортных средств,  заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.
Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности выступают страховщики - страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным органом страхового надзора в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно статье 1 Закона № 40-ФЗ под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Заключая договор ОСАГО,  страховщик вручает страхователю страховой полис,  являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. В силу действующего законодательства договор ОСАГО не может быть заменен иным договором страхования.
Статьей 3 Закона № 40-ФЗ определены основные принципы обязательного страхования, которые включают недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, а также всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.
Таким образом, исходя из целей исследования и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ( код услуги — 66.03.3 «страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»), продуктовые границы рынка страховых услуг определяются как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО).

IV. Определение географических границ  рынка страховых услуг

В соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) определение границ товарного рынка осуществляется путем определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается финансовая услуга (финансовые услуги).
Действующее страховое законодательство предусматривает соответствие страховщика, осуществляющего обязательное страхование автогражданской ответственности, ряду требований. В частности, на основании части 1 статьи 21 Закона № 40-ФЗ страховые организации, которые вправе оказывать услуги ОСАГО, должны иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат и прямом возмещении убытков. Однако,  следует отметить, что деятельность страховой организации по заключению договоров ОСАГО в каждом субъекте Российской Федерации не является обязательным условием.  Страховые организации,  которые вправе оказывать услуги ОСАГО,  имеют возможность оказывать данные услуги в любом населенном пункте Российской Федерации.
В целях данного анализа использовано понятие территории преимущественного использования транспортных средств, которая в соответствии со статьей 9 Закона № 40-ФЗ определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительных документах юридического лица.
Согласно пункту 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется в том числе методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), а также на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги, в соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации). Исходя из вышеизложенного для целей данного анализа географические границы рынка ОСАГО определены как административно-территориальные границы Курганской области.

             V. Определение состава хозяйствующих субъектов рынка страховых услуг
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В таблице 1 представлены сведения о филиалах страховых организаций, осуществлявших деятельность на территории Курганской области в 2013 году по данным, представленным Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург).

Таблица 1 - Сведения о филиалах страховых организаций, осуществлявших деятельность на территории Курганской области в 2013 году.                                                                                          1. ОАО «АльфаСтрахование»
2. ОАО СК «Альянс»
3. ОАО СК «БАСК»
4. СОАО «ВСК»
5. ОАО «Страховое общество ЖАСО»
6.ОСАО «Ингосстрах»
7.СОАО «Национальная Страховая Группа»
8.ОСАО «РЕСО-Гарантия»
9.ООО «Росгосстрах»
10.ОАО «Страховое общество газовой промышленности» («СОГАЗ»)
11.ООО «Страховая Компания «Согласие»
12.ОАО «Страховая группа МСК»
13.ООО «УГМК-Страхование»
14.ОАО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ЮГОРИЯ»
15.ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО»
16.ООО СК «ВТБ Страхование»
17.СК «Пари»
18.СГ «МАКС»
19.ЗАО «Страховая бизнес группа»
20.ЗАО «Страховая группа «УралСиб»

Все анализируемые страховые организации не объединены между собой в группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции и соответственно являются самостоятельными участниками рынка.

VI. Определение емкости рынка страховых услуг и доли страховой организации на рынке страховых услуг

В соответствии с п.7 Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный год.
  Емкость рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности определим как сумму оборота страховых премий в пределах выявленных географических границ рынка страховых услуг.
Доля финансовой организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею, в натуральном и (или) стоимостном выражении к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах товарного рынка.
В таблице 2 представлен расчет емкости рынка услуг ОСАГО и долей страховых организаций на территории Курганской области за 2013 год. 
Таблица 2 - Расчет емкости рынка услуг ОСАГО и долей страховых организаций (филиалов), осуществлявших ОСАГО на территории Курганской области, за 2013 год.                                             1. X1-3,2486%
2. X2-0,9532%
3. X3-0,0031%
4.X4-10,5329%
5. X5-0,9228%
6.X6-11,2182;
7.X7-0,0271%
8.X8-4,4766%
9.X9-32,2532%
10.X10-1,1847%
11.X11-3,4756%
12.X12-8,455%
13.X13-1,1913%
14.X14-3,8528%
15.X15-15,3818%
16.X16-0,2961%
17.X17-0,0042%
18.X18-0,0676%
19.X19-0,0005%
20.X20-2,4547%.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными Постановлением Правительства № 359, доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением кредитной организации),  в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке,  обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка,  если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или)  неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Доля X9 на рассматриваемом рынке составляла более 20% в географических границах Курганской области и в течение длительного периода времени (более одного года) превышала указанное значение. Соответственно указанная страховая организация занимала доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО на территории Курганской области в 2013 году.

VII. Определение уровня концентрации рынка страховых услуг

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка для оценки уровня концентрации рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
  n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:
   D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
    N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Согласно пункту 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.
В таблице №3 произведен расчет коэффициента концентрации рынка и индекса концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

Таблица 3 — Расчет коэффициента концентрации рынка и индекса концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

CR=77,84%; HHI=1585,15.


Рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области в 2013 году являлся умеренноконцентрированным.

VIII. Определение барьеров входа на  рынок страховых услуг.

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
Главным административным барьером рынка услуг ОСАГО является получение лицензии на осуществление страхования, при этом следует отметить высокий уровень лицензионных требований согласно статье 21 Закона № 40-ФЗ, а именно, для получения лицензии страховщик, в соответствии с указанной выше статьей должен исполнить ряд требований:
1.Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с Законом № 40-ФЗ;
3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
4.Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Кроме того, для рынка ОСАГО характерен эффект масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.
Следует отметить, что наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов горизонтально-интегрированных хозяйствующих субъектов приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе, создает преимущества внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам для страховых организаций, интегрированных в горизонтальные структуры.
Существует и такой барьер, как присутствие на рынке ОСАГО крупных хозяйствующих субъектов, которые работают уже очень давно и зарекомендовали себя как стабильные страховые организации. Поэтому страхователи обращаются в такие компании не только потому, что они исправно выплачивают компенсационные выплаты, а зачастую потому, что так исторически сложилось.
К экономическим ограничениям относится резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат «резерв гарантий» и «резерв текущих компенсационных выплат»,  предусмотренных  пунктом 1 и  2 статьи 18 Закона № 40-ФЗ.
Барьеры входа на рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории  Курганской области являются трудно преодолимыми.

IX. Итоговая оценка состояния конкуренции на рынке страховых услуг

На рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на территории Курганской области в 2013 году свою деятельность осуществляли 20 страховых компаний.
Из расчетов следует, что наибольшими рыночными долями на рынке услуг ОСАГО по объемам полученных страховых премий обладали следующие страховые организации:
–X9;
- Х4;
-Х12;
– Х15;
– Х6.
Из вышеперечисленных страховых организаций только доля Х9 по итогам 2013 года превысила порог доминирования, определенный в соответствии Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), что позволило сделать вывод о наличии доминирующего положения у Х9 на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в Курганской области за 2013 год.
Наличие доминирующего положения у Х9 на рынке услуг ОСАГО дает этой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, ограничивать конкуренцию других финансовых организаций (страховщиков) на этом рынке и оказывать существенное влияние на формирование страхового рынка услуг ОСАГО в целом, а антимонопольному органу, в случае необходимости, принимать меры антимонопольного реагирования.