• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг страхования имущества граждан на территории Курганской области за 2012-2013 годы

Сфера деятельности: Финансовая сфера

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг страхования имущества граждан на территории Курганской области за 2012-2013 годы

I. Общие положения

Аналитический отчет выполнен в целях изучения конкурентной среды на рынке услуг страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств (далее-рынок услуг страхования имущества граждан), на территории Курганской области на основании Плана работы Курганского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2014-2015 гг.
Анализ выполнен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. №359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» (далее - Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)).
В качестве исходной информации о рынке услуг страхования имущества граждан  использованы данные хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке страховых услуг, информация, полученная от Департамента допуска на финансовый рынок и Департамента страхового рынка Банка России, нормативно-правовая база, содержащая правовые, экономические и организационные основы страхования имущества граждан: Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ) (далее — ГК РФ), Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г.  № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

II. Определение временного интервала исследования рынка страховых услуг

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке за 2012-2013 годы.

III. Определение продуктовых границ рынка страховых услуг

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления страховой услуги, не имеющей замены, или взаимозаменяемых услуг, обращающихся на одном и том же товарном рынке включает:
предварительное определение страховой услуги;
выявление свойств страховой услуги, определяющих выбор приобретателя, и услуг, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данной страховой услуги;
определение взаимозаменяемых услуг.
Согласно пункту 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится, в том числе, на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
В соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида финансовой услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых финансовых услуг, сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить одну финансовую услугу другой при потреблении.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В рамках настоящего анализа изучению подлежит услуга страхования.
Частью 2  статьи 3  Закона № 4015-1  установлено, что страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с ГК РФ и вышеуказанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов) и т. п.
Согласно части 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с частью 1 статьи 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Согласно части 4 статьи 4 Закона № 4015-1 объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества).
Имущественное страхование по своей сути является страхованием от убытков. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Особенность имущественного страхования заключается в том, что ему присуща только рисковая функция, которая раскрывает вероятный характер нанесения ущерба имуществу в результате стихийных бедствий и других непредвиденных событий.
Страхователями в соответствии с Законом № 4015-1 выступают юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страховщиками признаются страховые организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном порядке.
Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Страховая сумма - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Страховая выплата - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и ее размера в соответствии с условиями страхования.
Страховщики обязаны применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с методикой расчета страховых тарифов.
Страховой тариф по конкретному договору добровольного страхования определяется по соглашению сторон.
Согласно статье 32 Закона № 4015-1 страховой организации на осуществление  страхования выдается лицензия, представляющая собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. Лицензия выдается страховой организации, в том числе, на осуществление добровольного имущественного страхования.
В статье 32.9 Закона № 4015-1 определены виды страхования, осуществляемые в Российской Федерации. Для целей настоящего анализа в соответствии с Планом работы Курганского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2014-2015 гг. необходимо провести исследование рынка услуг страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств.
Исследуемая услуга принадлежит по общероссийским классификаторам к следующим группам услуг:
По  ОКВЭД:
Класс 66 - «страхование», группа 66.03 - «прочие виды страхования», подгруппа 66.03.2 «Страхование имущества».
По  ОКУН:
Группа 800000 - "прочие услуги населению", подгруппа 802000 - "услуги по страхованию", вид 802200 - "услуги по страхованию, кроме страхования жизни", услуга - «услуги по страхованию имущества» (код 802202).
Таким образом, исходя из целей исследования и в соответствии с Общероссийскими классификаторами ОКВЭД и ОКУН, продуктовые границы анализируемого рынка страховых услуг определяются как услуга страхования имущества граждан.

IV. Определение географических границ  рынка страховых услуг

В соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) определение границ товарного рынка осуществляется путем определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается финансовая услуга (финансовые услуги).
Согласно пункту 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится, в том числе, на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывается, в том числе, возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару. В данном случае следует учитывать, что покупатели предпочитают заключать договора страхования в страховой организации, расположенной в местности их проживания. Также следует добавить, что каждому региону соответствует своя локальная емкость рынка страховых услуг, которая рассчитывается как сумма страховых премий по определенному виду страхования независимо от месторасположения страхователя за фиксированный отрезок времени. Такой подход к емкости рынка обусловлен тем, что сложившаяся практика формирования страхового тарифа, а также определение условий страхования связаны с местом нахождения страховой компании или её филиала.
Исходя из вышеизложенного для целей данного анализа географические границы рынка страхования имущества граждан определены как административно-территориальные границы Курганской области.
V. Определение состава хозяйствующих субъектов рынка страховых услуг

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В таблицах 1, 2 представлены сведения о субъектах страхового дела, действовавших на территории Курганской области по состоянию на 01.01.2013 г., 01.01.2014 г. и обладавших лицензиями на осуществление страхования имущества  граждан, за исключением транспортных средств, по данным, представленным Департаментом страхового рынка Банка России.

Таблица 1 - Сведения о филиалах страховых организаций, осуществлявших страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств, на территории Курганской области в 2012 году.

1. ОАО «АльфаСтрахование» (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б)
2. ОАО СК «Альянс» (115184, г. Москва, Озерковская наб., 30)
3. СОАО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4)
4. ОАО «Страховое общество ЖАСО» (105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 19)
5. САО «ЮЖУРАЛЖАСО» (454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18А)
6. ОСАО «Ингосстрах» (117997, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2)
7. ОСАО «РЕСО-Гарантия» (125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, стр.1)
8. ООО «Росгосстрах» (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, 3)
9. ОАО «Страховое общество газовой промышленности» («СОГАЗ») (107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, 10)
10. ООО «Страховая Компания «Согласие» (129110, г. Москва, ул. Гиляровского, 42)
11.ОАО «Страховая группа МСК» (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, 40)
12. ОАО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ЮГОРИЯ» (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61)
13. ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» (454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Красная, д. 4)
14. ООО «Компания Банковского Страхования» (107023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, д. 9, стр. 1)
15. ООО «Региональная страховая компания» (109457, г. Москва, ул. Окская, д. 13, оф. 4501)
16. ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование» (105064, г. Москва, Земляной Вал, д. 9)

Таблица 2 -  Сведения о филиалах страховых организаций, осуществлявших страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств, на территории Курганской области в 2013 году.

1. ОАО «АльфаСтрахование» (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б)
2. ОАО СК «Альянс» (115184, г. Москва, Озерковская наб., 30)
3. СОАО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4)
4. ОАО «Страховое общество ЖАСО» (105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 19)
5. САО «ЮЖУРАЛЖАСО» (454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Комсомольская, д. 18А)
6. ОСАО «Ингосстрах» (117997, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2)
7. ОСАО «РЕСО-Гарантия» (125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, стр.1)
8. ООО «Росгосстрах» (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, 3)
9. ОАО «Страховое общество газовой промышленности» («СОГАЗ») (107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, 10)
10. ООО «Страховая Компания «Согласие» (129110, г. Москва, ул. Гиляровского, 42)
11.ОАО «Страховая группа МСК» (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, 40)
12. ОАО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ЮГОРИЯ» (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61)
13. ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» (454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Красная, д. 4)
14. ООО «Компания Банковского Страхования» (107023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, д. 9, стр. 1)
15. ООО «Региональная страховая компания» (109457, г. Москва, ул. Окская, д. 13, оф. 4501)
16. ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование» (105064, г. Москва, Земляной Вал, д. 9)
17. ООО «Страховая компания КАРДИФ» (127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 1)
18. ООО «Хоум Кредит Страхование» (125040, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп. 1)
19. ООО «УГМК-Страхование» (620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 37).
Согласно вышеуказанной информации в 2012 году страхование имущества граждан на территории Курганской области осуществляли 16 филиалов страховых организаций, в 2013 г. появилось 3 новых филиала страховых компаний, таким образом, количество хозяйствующих субъектов увеличилось до 19.
Следует отметить, что страховые организации ОАО «Страховое общество ЖАСО» и САО «ЮЖУРАЛЖАСО» объединены между собой в группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, остальные хозяйствующие субъекты являются самостоятельными участниками рынка.

VI. Определение емкости рынка страховых услуг и доли страховой организации на рынке страховых услуг

В соответствии с п.7 Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный год.
  Емкость рынка услуг страхования имущества граждан определим как сумму оборота страховых премий в пределах выявленных географических границ рынка страховых услуг.
Доля отдельной страховой компании на локальном страховом рынке определяется как отношение объема ее страховых премий к общему объему страховых премий всех страховщиков в установленных границах рынка страховых услуг.
Расчет емкости рынка услуг страхования имущества граждан и долей страховых организаций на территории Курганской области за 2012-2013 гг.  приведен в таблицах 3, 4 (Приложение).
В соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными Постановлением Правительства № 359, доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением кредитной организации),  в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке,  обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка,  если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или)  неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Расчет объема исследуемого рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность на нем, показал, что в период с 2012 по 2013 гг. доля ООО «Росгосстрах» на рынке услуг страхования имущества граждан составляет более …..% в географических границах Курганской области, следовательно, удовлетворяет условиям признания доминирующим положения кредитной организации.
Таким образом, на рассматриваемом рынке страховых услуг усматриваются признаки доминирующего положения ООО «Росгосстрах».

VII. Определение уровня концентрации рынка страховых услуг

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка для оценки уровня концентрации рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
  n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:
   D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
    N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Согласно пункту 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.
В таблице №5 произведен расчет коэффициента концентрации рынка и индекса концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

Таблица 5 — Расчет коэффициента концентрации рынка и индекса концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

2012 год: CR=82,66%; HHI=6886,07.
2013 год: CR=81,28%; HHI=6664,14.

Из вышеуказанного следует, что рынок услуг страхования имущества граждан на территории Курганской области в период 2012-2013 гг. являлся высококонцентрированным.

VIII. Определение барьеров входа на  рынок страховых услуг.

Барьеры входа на рынок представляют собой факторы, препятствующие или затрудняющие хозяйствующим субъектам открытие своего дела в выбранной отрасли. Барьеры анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка. Кроме того, анализируется наличие и преодолимость бaрьеров выхода из отрaсли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками - следовательно, высок риск деятельности в отрaсли, и вероятность входа на рынок нового продавца относительно невелика.
Согласно пункту 8.2 Порядка к барьерам входа на товарный рынок относятся экономические, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов и другие.
Одним из aдминистративных барьеров входа на рынок стрaховых услуг является необходимость лицензирования страховой деятельности. Лицензия выдается страховой организации, в том числе, на осуществление добровольного имущественного страхования. В лицензии обязательно указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Кроме того, Законом № 4015-1 устанавливаются квалификационные и иные требования к штату создаваемой страховой компании, в частности, согласно части 1 статьи 32.1 вышеуказанного закона руководитель субъекта страхового дела должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет. Также данной статьей установлены обязательные требования к главному бухгалтеру, внутреннему аудитору и иным сотрудникам страховой компании.
Следует отметить, что установление определенного размера уставного капитала для страховых компаний является экономическим ограничением входа на товарный рынок. Так, согласно части 3 статьи 25 Закона № 4015-1 страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного данным законом минимального размера уставного капитала. В частности, минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего имущественное страхование, устанавливается в сумме 120 миллионов рублей.
К барьеру экономического характера можно отнести уровень расходов на ведение дел страховщиков, отношение суммы расходов по ведению страховых операций и управленческих расходов к страховым взносам.
К расходам на ведение дела относятся:
- организационные расходы, связанные с учреждением страхового общества и его обустройством;
- управленческие расходы (общие расходы по управлению персоналом ( зарплата сотрудникам, делопроизводство) и расходы по управлению имуществом);
- аквизационные расходы,  связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых договоров страхования при посредничестве страховых агентов;
- инкассационные расходы (на обслуживание налично-денежного оборота поступающих страховых платежей. Это затраты на изготовление бланков квитанций, ведомостей, справок, учетных книг и т.д.);
- ликвидационные расходы, составляющие затраты на ликвидацию ущерба, причиненного страховым случаем. Это расходы на оплату труда лицам, занимающимся ликвидацией ущерба, судебные издержки, привлечение экспертов и т. д.
По ряду расходов страховая премия (страховой взнос) начисляется в процентах от страховой суммы, в целом же страховая премия и соответственно расходы на содержание страховой организации пропорциональны страховой сумме.
Барьеры выхода с рынка возникают при уходе с рынка страховой компании. Так, согласно части 5 статьи 32.8 Закона № 4015-1 до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:
1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;
2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.
Кроме того, для рынка услуг страхования имущества граждан характерен эффект масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.
Следует отметить, что наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов горизонтально-интегрированных хозяйствующих субъектов приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе, создает преимущества внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам для страховых организаций, интегрированных в горизонтальные структуры, кроме того, способствует укреплению позиций организаций в части предложения услуг, повышения мощности службы сбыта и подразделения по исследованию рынка, расширения ассортимента предлагаемых услуг.
Также на рынке страхования имущества граждан существует такой барьер, как присутствие крупных хозяйствующих субъектов, которые работают уже очень давно и зарекомендовали себя как стабильные страховые организации. Поэтому страхователи обращаются в такие компании не только потому, что они исправно выплачивают компенсационные выплаты, а зачастую потому, что так исторически сложилось.
Следует отметить, что состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, за рассматриваемый период оставался почти без изменений, за исключением появления трех новых хозяйствующих субъектов.
   На основании вышеуказанного, учитывая динамику появления и ухода хозяйствующих субъектов с рынка услуг страхованиям имущества граждан на территории Курганской области за период 2012 — 2013 гг., барьеры входа на данный рынок для вновь создаваемых организаций признаны труднопреодолимыми. Что касается иногородних страховых организаций, имеющих на территории Курганской области филиалы, нет факторов и обстоятельств, существенно затрудняющих указанным хозяйствующим субъектам вход на рассматриваемый рынок.

IX. Итоговая оценка состояния конкуренции на рынке страховых услуг

На рынке услуг страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств, на территории Курганской области в 2012 году и в 2013 году свою деятельность осуществляли соответственно 16 и 19 филиалов страховых компаний.
Из расчетов следует, что наибольшими рыночными долями на рассматриваемом рынке услуг по объемам полученных страховых премий в 2012 году и в 2013 году обладала страховая организация ООО «Росгосстрах». Далее значительно меньшие доли отмечены у следующих страховых компаний:
- ОСАО «Ингосстрах»;
- ООО «Страховая Компания «Согласие»;
- ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО».
Из вышеперечисленных страховых организаций только доля ООО «Росгосстрах» по итогам 2012-2013 гг. превысила порог доминирования, определенный в соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), следовательно, в данном случае усматриваются признаки доминирующего положения ООО «Росгосстрах» на анализируемом рынке услуг страхования.