• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по оценке состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений на территории городского округа г. Курган

1. Общие положения

 
Анализ состояния конкуренции в 2010 и в 2011 годах на рынке услуг охраны жилых помещений на территории, подведомственной Курганскому УФАС России, проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынков для исследования структурными подразделениями ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66. В качестве основы проведения анализа выступают методические рекомендации от 25.06.2012 ИА/19980.

Целями анализа состояния конкуренции на товарных рынках на территории подведомственной Курганскому УФАС России:

1. выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охранных жилых помещений,

2. предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующем положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;

3. выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений на территории подведомственной Курганскому УФАС России в качестве исходной информации использовались следующие источники:

- данные официальной статистической информации (официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области: http://www.gks.ru;

- сведения, полученные от УМВД России по Курганской области;

- экономические данные, полученные от юридических лиц, оказывающих услуги охраны жилых помещений на территории г. Кургана, в том числе и договоры об оказании услуг охраны жилых помещений;

12

- научные статьи, касающиеся проблем развития рынка охранных услуг (правовая поисковая система «КонсультантПлюс»);

- нормативная правовая база, регламентирующая вопросы развития рынка охранных услуг в РФ.

2. Определение временного интервала исследования

Временный интервал исследования рынка охранных услуг жилых помещений определяется в зависимости в зависимости от цели исследования. В соответствии с Методическими рекомендациями анализ проводится за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 гг. (далее — исследуемый период времени).

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» (далее — Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в т.ч. при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах

осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее — Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Следовательно, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

Согласно данным таблицы 1 (см. приложение) объем рынка оказания услуг по охране жилых помещений в г. Кургане в период исследования 01.01.2010 по 31.12.2011 составляет 21563 жилых помещения.

По данным  об объемах предоставленных услуг преобладающим направлением оказания услуг охраны жилых помещений является охрана жилых помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения. Объем оказания услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений мал, так как многие хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги охраны жилых помещений с подключением на пульт сразу же оказывают услугу по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых, т. е. считают эту услугу комплексной и данных по последней отдельно не выделяют. Предоставлять услугу по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений обособленно от услуги охраны жилых помещений с подключением на пульт представляется экономически не целесообразным. Также следует отметить, что для одних и тех же объектов охраны в некоторых случаях оказываются и услуги проектирования, монтажа и обслуживания технических средств охраны жилых помещений и услуги охраны жилых помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения, то есть оказывается комплексная услуга по охране жилых помещений.

При этом следует отметить, что охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 11 Закона об охранной деятельности).

Под качеством продукта (услуги) принято понимать степень удовлетворения потребностей клиента, решения его проблем. Это состав и уровень потребительских свойств, потребительская ценность продукта (услуги), выражающие его существенную определенность, благодаря чему продукт (услуга) является именно этим, а не иным.

В соответствии с информацией, представленной хозяйствующими субъектами, а также с печатными материалами основными критериями качества услуги по по охране жилых помещений следует считать:

- наличие лицензии у охранной организации;

- мобильность;

- сохранность;

- определенные гарантии (договор);

- возможность беспроводной установки охранной техники.

Механизм формирования цен на оказание услуг по охране жилых помещений частными охранными предприятиями определяется самостоятельно: начиная от рыночного принципа формирования свободной цены на определенные временные периоды до разработки и применения собственного внутреннего документа, регламентирующего разрешение данного вопроса (например, положения об охране квартир X3), а для X4 и X1, как организаций напрямую подконтрольных государственным органам существует нормативный правовой акт, которым и закреплены расценки на оказание охранных услуг (Постановление Правительства РФ от 07.09.2011г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе»).

из данных о динамике средних цен (руб./мес.) за период 01.01.2010 по 31.12.2011 гг. на рынке услуг по охране жилых помещений, а именно услуга с подключением на пульт (как наиболее востребованное направление), самая высокая цена у X4, что объясняется, как правило, комплексностью оказываемой ими данной услуги, а самая низкая цена - X1.

Правоотношения между организациями, оказывающими услуги охраны жилых помещений, и клиентами имеют договорной характер и регулируются нормами гражданского законодательства.

Обзор содержания типовых договоров, представленных хозяйствующими субъектами в антимонопольный орган, позволил выявить следующие проблемные направления:

- установление максимальной суммы возмещения ущерба, выплачиваемой охранной организацией клиенту в порядке досудебного разбирательства, значение этого порога разнится от 20 до 200 тыс. руб.;

- не прописано понятие «ложный вызов», при этом стоимость ложного вызова у разных организаций также порядком отличается;

- при охране жилого помещения государственными охранными организациями, как правило, заключается трехсторонний договор;

- области и клиентом (основная функция вневедомственной охраны — реагирование на сигнал), в этом же договоре «автоматически» предлагается услуга подключения на пульт силами X4 ;

- в некоторых договорах извещение о изменении тарифа на оплату услуги производится путем информирования только через СМИ;

- в некоторых случаях выбор представителя заказчика производится совместно с охранной организацией.

  1. Определение географических границ товарного рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым — данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обслуживания с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические устройства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и др., т. е. охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном муниципальном образовании РФ, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов — муниципальных образований РФ.

Согласно Методическим рекомендациям в рамках данного исследования анализ рынка услуг охраны жилых помещений необходимо провести в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области на 1 января 2012 г. (официальный источник - сайт: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=377010002012) на территории данного субъекта РФ расположено только одно муниципальное образование численностью более 100 000 человек — городской округ г. Курган (327 898 чел.).

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут выступать территориальные границы муниципального образования - городской округ г. Курган.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация — организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2 и 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. № 498 (ред. От 21.11.2011) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Лицензия выдается на каждый вид оказываемых услуг. Для оказания рассматриваемого вида услуги следует иметь специальную лицензию, дающую право на ее оказание или общую лицензию, содержащей наименование нескольких видов охранных услуг в том числе и услуги по охране жилых помещений, оказывать которые организация в праве.

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В целях установления региональных поставщиков Курганским УФАС России в адрес УМВД России по Курганской области был направлен запрос о предоставлении информации касающейся деятельности охранных организаций региона.

Письмом № 52/924 от 10.09.2012 УМВД России по Курганской области дана информация о деятельности 12 частных организаций, оказывающих услуги охраны жилых помещений, 7 из которых расположены на территории г. Кургана, 3 — в г. Шадринске Курганской области, 1 - в п. Куртамыш Курганской области, 1- в г. Шумиха Курганской области. Учитывая, что географические границы исследования ограничены муниципальным образованием — городской округ г. Курган, количество исследуемых охранный организаций было сокращено до семи. На основании уточненной информации, предоставленной хозяйствующими субъектами из перечня исследуемых охранных организаций были исключены — письмо вх. № 6876 от 19.09.2012 г. и  письмо вх. № 7214 от 03.10.2012 г., так как они не оказывают услуг охраны жилых помещений в силу того, что по жилищному законодательству объекты, находящиеся под охраной данных охранных организаций (дачи и дачные постройки) в общем случае не имеют признаков жилых помещений, а следовательно, к ним и не относятся (ст. 15 и ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Анализ предоставленных данных о деятельности охранных организаций позволяет сделать вывод о том, что в географических границах исследования участники данного рынка не образуют группы лиц.

Начиная с 2005 года в системе МВД России взаимодействуют два самостоятельных структурных подразделения, призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах.

Информация о хозяйствующих субъектах, действующих на рынке охранных услуг на территории городского округа г. Курган, представлена в полном объеме в таблице 1 приложения.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

После установления все хозяйствующих субъектов в целях оценки объема товарного рынка и долей охранных организаций были направлены в их адреса запросы по форме № 2 методических рекомендаций.

Полученные данные были сведены в таблицу 2, на их основе произведены расчеты, которые представлены в приложении отчета, выполненного в Exelе.

В данном случае объем рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.

Согласно данным таблицы 1 приложения объем рынка оказания услуг по охране жилых помещений в г. Кургане в период исследования 01.01.2010 по 31.12.2011 составляет 21563 жилых помещения, в том числе 2010 г. - 10397 жилых помещения, в 2011г. -10529 жилых помещения.

Данными для определения хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товары (в данном случае услуг охраны) более чем тридцать пять процентов являются количественные показатели (в количестве жилых помещений) по оказанным услугам охраны жилых помещений охранных организаций.

По расчетам, представленным в приложении хозяйствующие субъекты имеют следующие доли (таблица 1):

Таблица 1 — Доли хозяйствующих субъектов на рынке охранных услуг г. Кургана в период 01.01.2010-31.12.2011 гг.

 

п/п

Хозяйствующий субъект

 


Доля на рынке, %

2010 г.

2011 г.

2010-2011 гг.

1

x1

97,03

97,06

 

97,04

2

x2

0,02

0,04

 

0,03

3

x3

2,74

2,52

2,63

4

x4

0,05

0,1

0,075

5

x5

0,04

0,12

0,080

6

x6

0,07

0,06

0,065

7

x7

0,06

0,1

0,08

8

Итого

100

100

100

Из данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что X1 имеет самую большую долю на рынке охранных услуг на территории г. Кургана в период 01,01.2010 -31.12.2011 гг. равную 97,04 %.
6. Определение уровня концентрации рынка охранных услуг городского округа г. Курган

Для определения уровня концентрации рынка охранных услуг в данном анализе используется коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI.

В исследуемом периоде (01.01.2010-31.12.2011 гг.): CR3=97,035; HHI= 9422,73.

Значение коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации

Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что уровень концентрации на рынке охранных услуг высокий.

7. Определение барьеров входа на рынок

Проведя анализ имеющейся информации, можно сделать вывод, что основными барьерами для входа на рынок охранных услуг г. Кургана для хозяйствующих субъектов являются:

1. Административные барьеры

а) получение лицензии на осуществление охранной деятельности;

б) некорректное с точки зрения гражданского законодательства проникновение на рынок охранных услуг организаций ведомственной охраны. Воздействие ведомственной охраны на рынок охранных услуг с использованием государственных мер принуждения не только способствует монополизации услуг, но и нарушает основные начала гражданского законодательства РФ;

в) несовершенство правовой основы, регулирующей отношения, возникающие на рынке охранных услуг. Так, деятельность основных участников этого рынка - охранных организаций - регулируется различными законами, нормы которых зачастую противоречат друг другу и по-разному определяют объекты охраны и другие, необходимые для заключения договора охраны элементы. Этому способствует и большое количество ведомственных актов, зачастую имеющих гриф "Для служебного пользования" и обязательных для исполнения ведомственной охраной, но необязательных для заказчика услуг охраны;

г) неодинаковый правовой статус охранных организаций. Например, правомочия ведомственной охраны, связанные с задержанием граждан, проведением личного досмотра и досмотра имущества, использованием автоматического огнестрельного оружия, дают этому виду охраны беспрецедентные преимущества на рынке охранных услуг по отношению к организациям частной охраны, что, безусловно, свидетельствует о его монополизации;

д) с целью повышение контроля за деятельностью охранных организаций со стороны МВД РФ. Приказом МВД РФ от 18.06.2012 г. № 589 был утвержден административный регламент исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью. Согласно приказу органы полиции вправе проводить проверки соблюдения Правил оборота специальных средств и оружия. Также установлено, что служебное оружие охранная организация может получить исключительно во временное пользование в органах внутренних дел, т.е. в аренду. Однако оценка состояния сбалансированности структуры статуса субъектов, осуществляющих подобную деятельность, позволяет заявить, что со стороны законодателя явно прослеживается тенденция в сторону запретов и ограничений, а также усиления ответственности охранных структур, что в итоге не позволяет частным охранным организациям в полном объеме эффективно реализовать свое общественно значимое предназначение. Кроме того, многочисленные поправки, вносимые в законодательство, регулирующее частную охранную деятельность, вопросы административно-правового статуса субъектов частной охраны затрагивали лишь в части усиления государственного контроля в данной сфере. Большое количество административных барьеров объясняется сферой деятельности охранных организаций — защита имущества граждан. Данные барьеры являются преодолимыми, но значительно будет легче, если правовые статусы хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг охраны, в том числе и услуг охраны жилых помещений, будут уравнены.

2. Экономические барьеры

В качестве экономических ограничений для входа на данный рынок можно рассматривать:

а) стоимость лицензий; б) содержание оружейной комнаты;

в) аренда оружия; г) стоимость услуг ФГУП «Радиочастотный центр УрФО» по получению частоты для передачи сигнала / стоимость услуг для получения доступа к телефонной связи для передачи сигнала с ОАО «Ростелеком» / стоимость услуг сотовых операторов для передачи сигнала; д) низкая платежеспособность населения Курганской области, в частности г. Кургана.

Экономические барьеры являются преодолимыми, но при урегулировании соответствующих проблем экономического содержания нормативно, будет эффективнее налажена деятельность охранных организаций.

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

Рынок услуг охраны жилых помещений на территории городского округа г. Курган относится к рынку с высоким уровнем концентрации, конкуренция не развита.

На рынке действуют семь участников, X1 занимает долю более 80%. 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

1 Маркетинг. Большой толковый словарь. Под ред. А.П. Панкрухина, 2-е изд., 2010 г.

12