Конкуренция на рынке пассажирских перевозок: быть или не быть?

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

27 ноября 2014 г. в Курганском УФАС России прошло очередное заседание Общественно-консультативного Совета. Рассматривалось два актуальных вопроса:
- организация пассажирских перевозок в Курганской области;
- практика пресечения сговоров на торгах.
На обсуждение Совета не случайно вынесен вопрос организации пассажирских перевозок в Курганской области. За период с 2012 г. по настоящее время Курганским УФАС России рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства при организации пассажирских перевозок на территории Курганской области и 7 жалоб, рассмотренных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В настоящее время пассажирские перевозки по большей части межмуниципальных маршрутов Курганской области осуществляются без заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, что противоречит закону Курганской области от 05.07.2011 г. №38.
Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, а также предоставление права осуществлять такие перевозки без заключения договора и без проведения конкурсного отбора создает для хозяйствующих субъектов преимущественные условия при осуществлении деятельности  на рынке по перевозке пассажиров и препятствует доступу на рынок неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение осуществлять данный вид деятельности. Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения путем проведение конкурсного отбора позволяет обеспечить равный доступ на рынок всех хозяйствующих субъектов.  В противном случае, это приводит (или может привести) к ограничению, недопущению, устранению конкуренции. Только путем публичного предложения о заключении договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, можно определить круг лиц, желающих заключить такой договор.
Таким образом, в случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, непроведение торгов, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию.
Формированию здоровой конкуренции на рынке пассажирских перевозок на территории Курганской области препятствуют:
- отсутствие законодательного регулирования рынка пассажирских перевозок на территории Российской Федерации, что ведет к различиям правоприменения, а также формированию различной судебной практики;
- отсутствие разработанной методики проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок;
- осуществление предпринимательской деятельности перевозчиками, не участвовавшими в конкурсе, а равно не победившими в нем, на маршрутах, выставленных на конкурс;
- отсутствие единообразного подхода при оценке и сопоставлении заявок участников торгов;
- включение в состав одного лота различных маршрутов, технологически и функционально не связанных между собой;
- проведение конкурсов и выставление на них маршрутов, по которым уже осуществляются пассажирские перевозки несколькими хозяйствующими субъектами, что приводит к монополизации рынка на отдельном маршруте победителем конкурса;
- исключение индивидуальных предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий из бюджета субъекта РФ;
- неразвитость инфраструктуры рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Курганской области.
Ведомствам, отвечающим за организацию пассажирских перевозок на территории Курганской области необходимо:
- разработать единые методические рекомендации по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на территории Курганской области;
- разработать единые методические рекомендации для членов конкурсных комиссий по оценке и сопоставлению заявок претендовать на участие в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок на территории Курганской области.