Разъяснения ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации (бандажей, корсетов и реклинаторов)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

          Федеральной антимонопольной службой ранее письмом от 17.10.2014 № ИА/42194/14 направлены разъяснения по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок функционально и технологически не связанных различных технических средств реабилитации (далее — TCP) одним лотом.

Настоящим письмом ФАС России дополняет указанные разъяснения в отношении установления заказчиками необоснованных требований к TCP применительно к бандажам, корсетам и реклинаторам.

Выборочный анализ закупок TCP в различных регионах Российской Федерации показал, что при описании объекта закупки заказчиками зачастую устанавливаются требования к материалам, из которых должны производиться бандажи, корсеты и реклинаторы, их комплектации, а также к способу крепления с признаками нарушения части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

 В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов,  наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.

С целью недопущения ограничения и устранения конкуренции при ТСР осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд TCP путем установления требований к материалам медицинских изделий (бандажей, корсетов и реклинаторов), их комплектации, а также к способу крепления, в совокупности соответствующих товару определенного производителя, закрепления единой практики применения территориальными органами ФАС России при рассмотрении жалоб и обращений хозяйствующих субъектов законодательства, регулирующего вопросы проведения закупок и конкуренции, ФАС России направляет разъяснения по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок указанных TCP, отвечающие требованиям Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.     

Федеральная антимонопольная служба, сопоставив практику закупок TCP и действующее законодательство, регулирующее вопросы конкуренции, проведения закупок и обеспечения инвалидов TCP, пришла к следующему.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания ч и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду TCP, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений  жизнедеятельности инвалида. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5.2.107 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» Минтруд России | самостоятельно принимает перечень показаний и противопоказаний для Ц обеспечения инвалидов TCP.

В соответствии с приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP» корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды со следующими медицинскими показаниями: стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития; при этом относительными медицинскими противопоказаниями являются: выраженные и значительно выраженные психические расстройства в стадии обострения с ограничением способности контролировать свое поведение. Бандажами обеспечиваются инвалиды со следующими медицинскими показаниями: стойкие умеренно выраженные статодинамические нарушения вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; грыжи различных локализаций, опущение органов брюшной полости; при этом абсолютными медицинскими противопоказаниями являются: ущемленные грыжи, не вправляемые грыжи; относительным медицинским противопоказанием является: индивидуальная непереносимость материала, из которого изготовлено изделие.

В соответствии со статьей 11 Закона о защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Р ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным TCP или видом реабилитации, включая кресла- коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Согласно Порядку выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом TCP и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н, компенсация выплачивается на основании классификации TCP в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 214н (далее — Приказ № 214).

      В соответствии с Приказом № 214 классификация TCP не содержит указание на материалы, из которых изготавливается TCP, комплектацию и способ крепления.

Таким образом, ФАС России обращает внимание, что инвалиду подлежит выплата компенсации за TCP, соответствующее исключительно виду TCP, рекомендованного ИПР инвалида.

Порядок обеспечения инвалидов и ветеранов TCP определяется Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила обеспечения TCP).

    Согласно пункту 2 Правил обеспечения TCP обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

.Форма ИПР инвалида утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм  индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Форма ИПР инвалида содержит раздел «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)», согласно которому указывается перечень TCP, без указания специалистами МСЭ материалов, из которых должны быть изготовлены TCP, чем должны комплектоваться и какими способами должны крепиться.

Из ответа Минтруда России на запрос ФАС России следует, что TCP, в которых нуждается инвалид, определяются специалистами МСЭ в рамках ИПР инвалида с учетом имеющегося у инвалида реабилитационного потенциала, для определения которого оцениваются анатомно-функциональное состояние организма в целом. Такие оценки выполняются на основании данных, представленных специалистами лечебно-профилактического учреждения по форме № ;088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 №77.

Форма Заключения об обеспечении ветерана TCP (Форма № 88-1/у) и порядок его заполнения утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.07.2008 № 370н «Об утверждении формы и заключения врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно- профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и порядка ее заполнения».

г Форма № 88-1/у содержит наименование рекомендованного протеза, протезно-ортопедического изделия, без указания специалистами врачебных комиссий медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам, материалов, из которых должны быть изготовлены TCP, чем должны комплектоваться и какими способами должны крепиться. Кроме того, в соответствии с пунктом «з» порядка заполнения Формы № 88-1/у, в таблице в графе «Наименование рекомендованного протеза, протезно-ортопедического изделия» указываются виды протезов, протезно-ортопедических изделий, в которых нуждается ветеран в целях восстановления способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

 ФАС России обращает внимание, что согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении правил государственной регистрации

медицинский изделий» в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России исходит из того, что в отсутствии решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Росздравнадзора) об ограничении обращения указанных TCP (бандажей, корсетов и реклинаторов), заказчики не могут ограничивать их обращение путем создания неконкурентных условий.

ФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Применительно к исключительной ситуации, описанной в относительных медицинских противопоказаниях к применению бандажей, индивидуальная непереносимость материала, из которого изготовлено изделие может служить основанием для признания антимонопольным органом таких изделий иным товарным рынком для целей реабилитации и восстановления функций организма определенного потребителя, у которого зафиксирована индивидуальная непереносимость материала, при этом относительное противопоказание должно быть предоставлено специалистами медицинской организации с указанием материалов, вызывающих индивидуальную непереносимость, и подтверждаться медико-социальной экспертизой.

     ФАС России отмечает, что для таких пациентов с выявленной индивидуальной непереносимостью материалов закупки бандажей с указанием материала, из которого могут быть изготовлены TCP, не вызывающие индивидуальную непереносимость, должны осуществляться отдельным лотом от других бандажей, закупаемых для обеспечения остальных инвалидов.

 Таким образом, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупок корсетов, бандажей и реклинаторов недопустимо устанавливать требования к комплектации и способам крепления TCP (для всех групп инвалидов), а так же к материалам, из которых должны быть изготовлены TCP (за исключением случаев обеспечения бандажами инвалидов, имеющих индивидуальную непереносимость материала).