• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Существование ценового картеля на рынке городских пассажирских перевозок подтверждено судом

8 февраля 2018 г. Арбитражный суд Курганской области подтвердил, что цена проезда в городских автобусах в феврале 2016 г. была установлена на уровне 20 рублей в результате сговора муниципальных перевозчиков.
С 11 января 2016 г. изменилось законодательство в сфере пассажирских перевозок. В частности, изменения коснулись порядка регулирования цен на пассажирские перевозки. Если раньше стоимость проезда в городском пассажирском транспорте подлежала государственному регулированию (т.е. для каждого перевозчика был установлен предельный максимальный тариф, превышать который он не имел права), то с 11 января государственному регулирования подлежат только т.н. «регулярные перевозки по регулируемым тарифам» (ссылка на закон). Для организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам орган местного самоуправления заключает муниципальный контракт с перевозчиком, выбранным на конкурсной основе. 
Основная же часть городских перевозок в настоящее время осуществляется по нерегулируемым тарифам, где цена поездки определяется самим перевозчиком. Казалось бы, должна ожидаться ценовая конкуренция между перевозчиками, раз уж им предоставлена свобода в установлении цены. Вместо этого 1 февраля 2016 г. все перевозчики разом подняли цену на одинаковую величину – с 18 до 20 рублей. 
Антимонопольный орган, проанализировав себестоимость услуги перевозки каждого перевозчика, установил, что расходы на оказание услуги существенно различаются у разных перевозчиков. Установление одинаковой цены проезда в таком случае не отвечает основной цели предпринимательской деятельности: извлечение прибыли. Более того, комиссией также установлено, что в адрес Администрации г. Кургана от всех перевозчиков направлено уведомление о повышении стоимости проезда, при этом текст уведомления совершенно идентичный у всех перевозчиков, что свидетельствует об обмене информации между перевозчиками. 
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что между двадцать два перевозчика  заключили между собой устное соглашение об установлении стоимости проезда на уровне 20 рублей, в результате конкуренция на рынке пассажирских перевозок была полностью устранена. 
Не согласившись с таким решением, перевозчики обжаловали его в суд, однако суд подтвердил законность и обоснованность решения антимонопольного органа. 
Поясним также, что картель – одно из самых тяжких нарушении антимонопольного законодательства, за которое перевозчики понесут ответственность в виде оборотных штрафов.