Срок приема заявок на участие в запросе котировок на поставку программно-аппаратного комплекса системы управления потоками посетителей для Курганской больницы № 2 продлен по предписанию Курганского УФАС России

  В Курганское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя на нарушение Государственным бюджетным учреждением «Курганская больница № 2» (Заказчик)  Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса системы управления потоками посетителей (Электронная очередь).

  Индивидуальный предприниматель (Заявитель) указал, что, по его мнению, документация о проведении запроса котировок содержит требования, влекущие ограничение количество участников закупки.  Так, по мнению, Заявителя,  Заказчик в информационной карте извещения о проведении запроса котировок в электронной  форме неправомерно установил  требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)  на техническую защиту информации, ссылаясь на Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и при этом не предусмотрел возможность привлечения к выполнению работ, являющихся предметом закупки, субподрядных организаций, имеющих указанную лицензию. Заявитель в жалобе отметил, что предметом закупки является поставка оборудования для организации системы электронной очереди, а не деятельность по защите конфиденциальной информации, и указанное условие препятствует подаче заявки организациям, осуществляющим деятельность по поставке электронного оборудования.

  Представитель Заказчика не согласился с доводами поданной жалобы, посчитал жалобу Заявителя необоснованной, пояснил, что при формировании документации руководствовался:

- Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках); 

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об охране здоровья);

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон о лицензировании);

- Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;

- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г.№ 204 «О национальны целях и стратегических задачах развития» Российской Федерации на период до 2024 года» (далее по тексту – Националный проект «Здравоохранение»).

  Закупка осуществлялась в соответствии с Законом о закупках, за счет собственных средств учреждения. В соответствии с Национальным проектом «Здравоохранение», программно-аппаратный комплекс системы управления потоками посетителей – это обязательное требование к учреждениям здравоохранения. Предназначением данного комплекса является  развитие современной культовой концепции бережливого производства в рамках единой современной медицинской организации, ликвидация очередей в медицинских учреждениях и грамотное управление потоками пациентов.

  Заказчик пояснил, что на этапе исполнения договора поставщик будет иметь доступ к персональным данным населения, а также к персональным данным медицинских работников заказчика. Из этого следует, что требование к наличию действующей лицензии ФСТЭК на техническую защиту информации является законным.

  В своих пояснениях заказчик указал, что  пунктом 11.1 договора установлен запрет на полный или частичный субподряд, данный запрет не противоречит Закону о закупках и Закону о конкуренции, поскольку это право заказчика, а не обязанность. 

   Антимонопольной службой при рассмотрении жалобы установлено, что предметом закупки являлась поставка программно-аппаратного комплекса (Комплекс) системы управления потоками посетителей больницы. При этом информация о том, что начальная (максимальная) цена договора включает не только стоимость товара, маркировки, погрузочно-разгрузочных работ, доставки и иных обязательных налоговых платежей, а также  стоимость работ по внедрению и вводу Комплекса в эксплуатацию, включая поставку на объекты оборудования с предустановленным программным обеспечением, монтажные и пусконаладочные работы, которые  принимаются по акту ввода программно-аппаратного комплекса в эксплуатацию, а также оказание услуг по обучению и инструктажу специалистов, была указана в разделе 9 информационной карты извещения о запросе котировок.  Наименование объекта закупки, указанного в информационной карте запроса котировок, содержало сведения о поставке программно-аппаратного комплекса системы управления потоками посетителей, дополнительная информация отсутствовала.

   В части установления требований о наличии лицензии ФСТЭК антимонопольный орган пришел к выводу, что основными целями создания Комплекса является, в том числе замещение существующей системы обслуживания на основе «живого» потока. Функционирование Комплекса состоит из установки в операционном зале сенсорного киоска для выдачи талонов, где посетитель выбирает необходимую услугу. На главном информационном табло Комплекса высвечивается номер талона вызываемого посетителя и номер окна, к которому посетителю следует подойти для получения обслуживания. На табло рабочего места сотрудника высвечивается номер потока вызываемого посетителя.   

  В соответствии с данными потребностями Заказчика необходимо было  поставить Регистрационный терминал, информационное табло рабочего места, LED-телевизор  и программное обеспечение. При этом от участников закупки требовалось предоставление в составе заявки лицензии на техническую защиту информации, в перечень которой входит выполнение работ и услуг по контролю защищенности конфиденциальной информации, контроль от несанкционированного допуска к такой информации и ее модификации в средствах и системах информации, установка, монтаж, испытание, ремонт средств защиты информации, что не являлось предметом закупки.

  По мнению антимонопольного органа, наличие лицензии требуется для компаний, планирующих осуществлять защиту информации конфиденциального характера, а также содержащей гостайну, с использованием для этого специальных автоматизированных технических средств, располагающихся в выделенных и защищаемых помещениях.  

  В данном случае по условиям документации по запросу котировок необходимо было поставить только оборудование системы управления потоками посетителей и установление дополнительных требований о наличии лицензии на техническую защиту информации не соответствует принципу указанному в пункте 1 подпункта 5 Положения о закупке, а именно необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки. Так, в пункте 11 документации  указано, что программное обеспечение  средства защиты информации от несанкционированного доступа осуществляется в форме передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения т.е. поставка аппарата идет уже со встроенным программным обеспечением защиты информации.

  Из вышеизложенного следует, что если требование о наличии у участника лицензии ФСТЭК недопустимо, то предъявление требования к участникам по ограничению привлечения субподрядных организаций со стороны заказчика неправомерно.

  Комиссия Курганского УФАС России критически отнеслась к возражениям Заказчика, о том, что закупка проводилась в рамках Национального проекта «Здравоохранение», так как в материалы дела не представлены документы, подтверждающие данный факт.

  Комиссия Курганского УФАС России, пришла к выводу о наличии в действиях ГБУ «Курганская больница № 2» нарушения пункта 39 подпункта 9 Положения о закупках, выразившееся в нарушении описания требований к участникам, что может привести к необоснованному ограничению количества участников процедуры закупки.

   Таким образом, доводы жалобы ИП Игонина А.М. относительно того, что заказчик установил излишние требования, чем ограничил количество участников, а также нарушил требования Положения о закупках, являются обоснованными.

   ГБУ «Курганская больница № 2» выдано предписание исключить из документации требования к участнику о наличии лицензии ФСТЭК, отменить протокол от 22.10.2019 г. и рассмотреть заявки на участие в запросе котировок повторно.