Отвечаем на актуальные вопросы граждан в отношении цен на ряд товаров в период угрозы распространения коронавирусной инфекции

В соответствии с рекомендациями ФАС России и актуальной информации по ежедневному мониторингу цен, проводимому специалистами антимонопольного ведомства Курганской области сообщаем следующее.

  1. Маски медицинские

Во исполнение пункта 20 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 31.01.2020 № 2 ФАС России и ее территориальными органами проводится мониторинг изменений цен на медицинские маски после 01.01.2020 в аптечных организациях и организациях розничной торговли на территории субъектов Российской Федерации, и в случае выявления экономически необоснованного роста цен на медицинские маски на территории субъектов Российской Федерации будут приняты меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в настоящее время Минпромторгом России совместно с ФАС России и другими органами государственной власти проводится комплекс мер по организации и обеспечению оперативного мониторинга цен на социально значимые продукты и товары (включая ряд средств личной гигиены). Сотрудники ФАС России фиксируют цены в аптечных организациях и организациях розничной торговли ежедневно, включая выходные дни. При выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России и ее территориальными органами будут применяться меры антимонопольного реагирования.

В настоящее время ФАС России возбуждены антимонопольных дела по ценам на медицинские маски в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, а также в Республике Удмуртия.

В Курганской области по состоянию на 06.05.2020 г. розничная цена на медицинскую маску составляет 33 руб. за единицу.

В соответствии с информацией, представленной Минпромторгом России, создан и функционирует единый информационный центр управления обеспечением средствами индивидуальной защиты, в котором аккумулируется информация о производственных мощностях средств индивидуальной защиты, их фактической и максимальной возможной нагрузке, наличия на складах, иных местах хранения и точках продаж на территории Российской Федерации в целях формирования и удовлетворения перспективных потребностей в средствах индивидуальной защиты.

Согласно данным Минпромторга России, несмотря на принимаемые усилия, с учетом экономической и эпидемиологической обстановки в Российской Федерации и в мире, в настоящее время наблюдаются определенные сложности в обеспечении медицинскими масками в необходимом объеме и по существовавшим ранее ценам, имеется дефицит медицинских масок в розничной продаже в аптечных сетях.

Кроме того, в целях стабилизации цен и ликвидации дефицита постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 223 установлен временный запрет на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации в том числе медицинских масок, дезинфицирующих средств и прочих медицинских изделий, за исключением вывоза такой продукции для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений Правительства Российской Федерации, а также вывоза физическими лицами для личного использования материалов и предметов одноразового употребления, относящихся к данной продукции.

 

  1. Градусники

Согласно пункту 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на товарных рынках в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары, в случаях, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, на территории Российской Федерации зарегистрированы различные виды медицинских термометров: термометры медицинские ртутные, термометры медицинские электронные, термометры медицинские быстродействующие, термометры электронные цифровые, термометры быстродействующие, соски-термометры, тимпанические инфракрасные термометры, термометры ушные, термометры медицинские жидкостные безртутные, термометры инфракрасные, термометры лобные и т. д. Все медицинские термометры относятся к различным ценовым категориям в зависимости от их дополнительных характеристик.

По мнению ФАС России, все вышеуказанные медицинские термометры сравнимы по своему функциональному назначению и применению, то есть предназначены для измерения температуры тела человека, в том числе в домашних условиях, и, соответственно, бесконтактные термометры могут быть заменены на более простые версии медицинских термометров. Более того, медицинские термометры реализуются не только в интернет-магазинах, но и в аптечных организациях и организациях розничной торговли.

В настоящее время на территории Российской Федерации государственному регулированию в соответствии с частью 2.1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан» подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При этом, предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на бесконтактные термометры не подлежат государственному регулированию. А действия хозяйствующих субъектов, реализующих бесконтактные термометры по завышенной цене, в данном случае могут лишь рассматриваться на предмет установления, поддержание монопольно высокой цены товара, в случае, если такие хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Однако, учитывая, что медицинские термометры, в том числе бесконтактные, реализуются не только в интернет-магазинах, но и в аптечных организациях и организациях розничной торговли, то действия отдельных интернет-магазинов по увеличению цены товара, не могут указывать на наличие в их действиях признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), ввиду отсутствия их доминирующего положения на товарном рынке розничной реализации медицинских термометров.


 

  1. Продукты питания

Согласно пункту 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен(тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей).

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 No 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию.

При этом, Федеральный закон от 28.12.2009 No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрен механизм «замораживания» цен при определенных условиях и на определенный срок. Данное право предоставлено Правительству Российской Федерации.

Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных ценна отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.

Согласно Перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 No 530 «Говядина (кроме бескостного мяса)», «Свинина (кроме бескостного мяса)», «Баранина (кроме бескостного мяса)», «Куры (кроме куриных окорочков)», «Рыба мороженая неразделанная», «Масло сливочное», «Масло подсолнечное», «Молоко питьевое», «Яйца куриные», «Сахар-песок», «Соль поваренная пищевая», «Чай черный байховый», «Мука пшеничная», «Хлеб ржаной, ржано-пшеничный», «Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки», «Рис шлифованный», «Пшено», «Крупа гречневая — ядрица», «Вермишель, «Картофель», «Капуста белокочанная свежая», «Лук репчатый», «Морковь», «Яблоки» являются социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

Дополнительно, ФАС России сообщает, что в настоящее время ведомством совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В настоящее время, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ФАС России осуществляет ежедневный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530. Мониторинг осуществляется путем ежедневной фиксации цен в магазинах сетевой торговли федеральных и региональных сетей.

При выявлении значительного повышения цен проводятся внеплановые проверки как оптовых поставщиков продовольственных товаров, так и производителей и оперативно принимаются меры антимонопольного реагирования.

Динамика цен по состоянию на 06.05.2020 г. в сравнении с 24.03.2020 г. приведена в таблице

Наименование товара

24.03.2020 г.

06.05.2020 г.

06.05.2020 к 24.03.2020, %

минимальные цены

максимальные цены

минимальные цены

максимальные цены

минимальные цены

максимальные цены

Говядина (кроме бескостного мяса), кг

435,00

435,00

370,00

435,00

-14,94

0,00

Свинина (кроме бескостного мяса), кг

249,00

249,00

215,00

269,00

-13,65

8,03

Куры, кг

103,90

159,90

109,90

153,00

5,77

-4,32

Рыба мороженая неразделанная, кг

179,00

209,00

66,00

241,00

-63,13

15,31

Масло сливочное, м.д.ж. 82,5%, кг

85,49

139,00

99,00

122,00

15,80

-12,23

Масло подсолнечное рафинированное, л

49,95

149,00

59,00

103,99

18,12

-30,21

Молоко питьевое, м.д.ж., 2,5%-3,2%, л

39,00

57,50

29,49

56,50

-24,38

-1,74

Яйца куриные, 10 шт.

42,00

54,00

49,90

74,90

18,81

38,70

Сахар-песок, кг

25,99

28,8

32,00

33,99

23,12

18,02

Соль поваренная пищевая, кг

7,99

11,00

8,00

11,99

0,13

9,00

Чай черный байховый, 100гр

91,00

99,00

40,00

109,00

-56,04

10,10

Мука пшеничная, кг

28,40

54,00

24,45

44,99

-13,91

-16,69

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, кг

20,00

28,80

18,40

29,80

-8,00

3,47

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, кг

9,49

29,99

8,00

25,19

-15,70

-16,01

Рис шлифованный, кг

40,00

76,39

48,99

79,90

22,48

4,59

Пшено, кг

43,90

65,80

43,90

49,20

0,00

-25,23

Крупа гречневая-ядрица, кг

51,00

83,00

62,49

81,20

22,53

-2,17

Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кг

13,00

55,00

16,00

53,99

23,08

-1,84

Картофель, кг

13,00

14,90

18,00

31,99

38,46

114,70

Капуста белокочанная свежая, кг

17,99

25,9

18,90

27,90

5,06

7,72

Лук репчатый, кг

17,90

29,99

35,50

57,99

98,32

93,36

Морковь, кг

22,90

27,90

29,90

40,34

30,57

44,59

Яблоки, кг

94,00

112,00

99,00

149,90

5,32

33,84

 

 

В случае наличия у Вас информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, Вы можете обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.

Дополнительно сообщаем, что ознакомиться с работой ФАС России и предпринимаемыми службой мерами по контролю ситуации на агропродовольственных рынках можно на официальном сайте ФАС России в сети «Интернет» по адресу: http://fas.gov.ru

 

Кроме того, в целях защиты внутреннего рынка Правительство Российской Федерации приняло постановление от 31.03.2020 № 385, предусматривающее введение временного количественного ограничения (квоты) на вывоз зерновых культур за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза.

Также решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 г. № 43 введен временный запрет на вывоз из стран Евразийского экономического союза (ЕЭС) отдельных видов продовольственных товаров.

Согласно принятому документу, до 30.06.2020 запрещен вывоз с территории стран, входящих в ЕЭС таких товаров, как лук репчатый, чеснок, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, гречневого зерна, готовых продуктов из гречки.

Помимо этого, Минсельхозом России для поддержания стабильности на продовольственном рынке Российской Федерации, в целях обеспечения потребности внутреннего рынка зерном проводятся товарные интервенции на зерновом рынке.

Принятие этих мер должно способствовать обеспечению внутренней потребности Российской Федерации в зерновых, а также ограничить рост внутренних цен на основные зерновые культуры, который может привести к увеличению потребительских цен на конечную продукцию мукомольной, крупяной и хлебопекарной отраслей.

Что касается информации по ценам на лимоны, следует отметить, что в перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный Правительством Российской Федерации, лимоны не включены.

Вместе с тем внутренний рынок лимонов практически полностью зависит от импортных поставок. Учитывая, что на конкурентных рынках цены формируются исходя из предложения товара и потребительского спроса, повышение цен на лимоны вызвано снижением их предложений в связи с ограничениями, введенными со стороны стран-импортеров из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, а также существенным кратковременным повышением спроса.

Сегодня в торговых сетях г. Кургана цена на лимоны составляет от 290 до 369 руб. за кг.

После нормализации ситуации с импортными поставками лимонов цены на них также стабилизируются.

Что касается информации по ценам на имбирь в Кургане и области, необходимо отметить, что в перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный Правительством Российской Федерации, имбирь не включен.

Вместе с тем внутренний рынок имбиря практически полностью зависит от импортных поставок. Учитывая, что на конкурентных рынках цены формируются исходя из предложения товара и потребительского спроса, повышение цен на имбирь было вызвано снижением его предложения в связи с ограничениями, введенными со стороны стран-импортеров из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, а также одновременным существенным повышением спроса на него, распространением в интернете и СМИ недостоверных сведений о свойствах имбиря в профилактике и лечении COVID-19, действиями спекулянтов и недобросовестных торговцев.

ФАС России фиксирует стабилизацию розничных цен на имбирь. Однако, хотя цены были существенно снижены, они так и не вернулись к доажиотажному значению, т.к. из-за изменившегося курса доллара продукция поступает по оптовой цене в 300 руб./кг.