Антимонопольный орган рассмотрит жалобу предпринимателя города Кургана на незаконное использование товарного знака «на углях»

В феврале и мае прошлого года в Управление Федеральной антимонопольной службы Курганской области поступило три заявления Индивидуального предпринимателя с жалобой на незаконное использование товарного знака «на углях» заведениями, расположенными в городе Кургане и в селе Кетово Кетовского района.

По результатам рассмотрения заявлений Курганским УФАС России установлено следующее.

Согласно представленным в заявлении фотоматериалам установлено, что в г. Кургане и с. Кетово на фасадах торговых объектов «Шаурма на углях» и «Московская шаурма на углях», а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» использовано изображение товарного знака «на углях», принадлежащего ИП Мамедову Самиру Мамед Оглы, согласно свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) со сроком действия исключительного права до 18.09.2027 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) основным видом деятельности ИП Мамедова Сахила Фейруз оглы является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. В числе дополнительных видов деятельности присутствуют деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, а также деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателей, использовавших указанный товарный знак является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, и торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах, в качестве дополнительного вида деятельности указано - торговля розничными прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Курганским УФАС России был направлен запрос в Федеральную службу по интеллектуальной собственности о степени сходства обозначения «на углях», используемого в торговом объекте «Шаурма на углях».

На исследование были представлены фотоизображения здания торгового объекта, расположенного в г. Кургане и изображение товарного знака согласно свидетельству Индивидуального предпринимателя.

По результатам проведенного исследования Федеральной службой по интеллектуальной собственности установлено, что обозначения являются сходными до степени смешения с рассматриваемым товарным знаком, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического и семантического тождества словесных элементов.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации под результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе товарные знаки и знаки обслуживания.

Статья 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (пункт 1 статьи 1477 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (часть 3 статьи 1484 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При рассмотрении заявления Курганским УФАС России установлено, что ИП Мамедов Самир Мамед Оглы и предприниматели, использовавшие указанный товарный знак, осуществляют деятельность на одном товарном рынке, т.е. являются конкурентами на рынке услуг по приготовлению и доставке блюда «шаурма» на территории г. Кургана и с Кетово.

 В результате анализа имеющихся в распоряжении антимонопольного органа материалов и информации, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании обозначения «шаурма на углях», сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству на товарный знак «на углях» (правообладатель ИП Мамедов С.М.оглы), путем его размещения на вывесках кафе быстрого питания, расположенных в г. Кургане и в с.Кетово Кетовского района.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 11 июня 2020 года в 14 часов 00 минут.

В ходе заседания будут рассмотрены письменные пояснения по доводам заявителя с приложением подтверждающих документов и любые доказательства, которые, по мнению ответчиков, свидетельствуют об отсутствии нарушения.