Арбитражный суд Курганской области поддержал позицию Курганского УФАС России в установлении заказчиком требования о наличии действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности у участников электронного аукциона

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В ноябре 2019 года в Курганское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя на положения документации о закупке Заказчика – Департамента социальной политики Администрации города Кургана, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 4 лет организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного возраста (40 человек) (извещение № 0143300006919000672). Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000, 00 рублей.

В жалобе Заявитель ссылался на ограничение количества участников закупки и требование о предоставлении лицензии на образовательную деятельность в документации об электронном аукционе. По мнению заявителя, эти требования недопустимы в соответствии с Законом о контрактной системе, так как ограничивают количество участников закупки.

Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В данном случае, Заказчику при проведении закупки необходимо подтверждение об осуществлении образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования поставщиком услуги.

В соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию, а пункт 2 статья 91 вышеуказанного федерального закона говорит о том, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности могут быть также индивидуальные предприниматели.

Таким образом, подтвердить, что индивидуальный предприниматель является организацией, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, возможно только путем предоставления лицензии на право осуществления указанного вида деятельности.

При рассмотрении аукционной документации Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в пункте 22 раздела 1.2 извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0143300006919000672) на оказание услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 4 лет, осуществляющими образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного возраста, заказчиком установлено требование к участникам электронного аукциона предоставить копию действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

         Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В силу п. 1 ст. 64 Закона об образовании дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Кроме того, п. 2 ст. 64 Закона об образовании установлено, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных нормами Закона об образовании. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (п. 1 ст. 91 Закона об образовании).

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно п. 2 ст. 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Исходя из содержания технического задания аукционной документации (извещение № 0143300006919000672) и совокупного толкования вышеуказанных норма права, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что оказываемые по результатам осуществления данной закупки услуги по уходу и присмотру за детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 4 лет осуществляющими образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного возраста (40 человек), связаны с образовательной деятельностью детей дошкольного возраста.

Таким образом, участники данной закупки в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе должны соответствовать требованиям, установленным п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и обладать лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Довод заявителя, изложенный в настоящей жалобе, признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.

Исследовав предоставленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России, приняла решение признать жалобу Индивидуального предпринимателя необоснованной.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным указанного решения.

Арбитражный суд Курганской области поддержал позицию Курганского УФАС России.