В ОТНОШЕНИИ АО «АЭРОПОРТ КУРГАН» ВОЗБУЖДЕНО ДЕЛО О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫРАЗИВШЕГОСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ ЗА ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ

В феврале текущего года в Курганское У ФАС России поступило коллективное заявление Индивидуальных предпринимателей и обществ ООО «Альянс-Авто» и ООО «Курьер Сервис Экспресс Курган», осуществляющих услуги экспресс-доставки документов и грузов, на установление АО «Аэропорт Курган» монопольно высокой цены на услуги грузового склада по хранению груза, а также в осуществлении с ПАО «Авиакомпания «ЮТейр» согласованных действий, которые приводят к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок и наценок.

Из заявления следует, что единственно возможным быстрым, эффективным и приоритетным способом доставки грузов для заявителей является экспресс-доставка посредством авиаперевозки ПАО «Авиакомпания «Ютэйр».

Выдача прибывающих грузов осуществляется на территории г. Кургана в АО «Аэропорт Курган». Из заявления следует, что выдача груза в аэропорте г. Кургана может осуществляется в нерабочее время суток, в то время как бесплатное хранение груза согласно пункту 24.2.13. Правил перевозок грузов на рейсах авиакомпании «ЮТэйр» определено только в течение 24 часов со дня прибытия груза.

Указанные обстоятельства вынуждают предпринимателей оплачивать хранение грузов свыше 24 часов из расчета 500 рублей за одно место хранения. По мнению предпринимателей, установление АО «Аэропорт Курган» фиксированной суммы в размере 500 рублей за одно место хранения прибывшего в аэропорт груза является монопольно высокой ценой, а соглашение между администрацией аэропорта и авиакомпанией антиконкурентным.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Режим работы грузового склада с 01.01.2017 года, утвержденный администрацией Аэропорта Курган, устанавливает следующий график работы склада аэропорта: понедельник- пятница с 00-00 до 09-30 и с 21-00 до 24-00 часов, суббота-воскресенье и праздничные дни: с 21-00 до 24-00 и с 00-00 до 7-00 часов, что представляет определенные трудности для получения предпринимателями.

Согласно прейскуранту цен на услуги грузового склада Аэропорта, стоимость услуг по хранению груза (свыше 24 часов после прибытия) за одно место хранения составляет 500 рублей, стоимость услуг по обеспечению выдачи грузов вне регламента работы грузового склада за одно обслуживание составляет 500 рублей.

Исходя из представленной администрацией Аэропорта информации, с ноября 2019 года в грузовом складе Аэропорта проводятся ремонтные работы, в связи с чем хранение и выдача грузов производится из багажного отделения здания аэровокзала. Ввиду большого объема прилетающего груза и багажа не представляется возможным хранение груза в багажном отделении свыше 24 часов со дня прибытия. В связи с необходимостью привлечения дополнительного персонала и транспортных средств с 06.12.2019 года установлен тариф за хранение груза сверх нормы в размере 500 рублей с НДС за 1 место хранения в сутки. Тариф взимается за одно место, а не за один килограмм груза, поскольку груз при хранении занимает отдельное место на складе в независимости от веса. До 06.12.2019 года стоимость услуг по хранению составляла 100 рублей с НДС за одно место в сутки.

Кроме того, между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключен договор на предоставление аэропортовых услуг от 21.07.2011 года, по условиям которого общество оказывает авиакомпании услуги по обработке груза. Договорные отношения на оказание прочих услуг, связанных с обслуживанием или хранением грузов между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» отсутствует.

Режим работы грузового склада установлен в соответствии с графиком работы сотрудников аэропорта, участвующих в обработке грузов.

Документального подтверждения экономической, технологической и иной обоснованности установления платы за услуги грузового склада (по хранению груза) в размере 500 рублей за 1 место в сутки АО «Аэропорт Курган» антимонопольному органу представлено не было.

Перечень услуг (как регулируемых, так и нерегулируемых), предоставляемых АО «Аэропорт Курган», а также их стоимость отражены в прейскуранте аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропорту Кургана отражен на официальном сайте организации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" услуги в аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, АО «Аэропорт Курган» является субъектом естественной монополии в сфере транспорта (услуги аэропортов) на территории Курганской области и внесено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте ФАС России в раздел II «Услуги аэропортов», номер 45/2/1.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 12.08.2010 N 25-2 (ред. от 10.09.2019) "Об установлении предельных максимальных тарифов и сборов на услуги в аэропорту, оказываемые Акционерным обществом "Аэропорт Курган" (сбор за обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов аэропорту посадки, сбор за обеспечение стоянки воздушных судов на аэродроме в аэропорту посадки, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за предоставление аэровокзального комплекса и тариф за обслуживание пассажиров) установлены предельных максимальных тарифов и сборов на услуги в аэропорту, оказываемые Акционерным обществом "Аэропорт Курган".

Таким образом услуги, оказываемые АО «Аэропорт Курган», по хранению груза на складе аэропорта не подлежать государственному регулированию.

Ставки сборов и тарифы, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен, формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из экономически обоснованных затрат на производство товара (услуги), с учетом императивного запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, установленного статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 антимонопольным ведомством проведен анализ рынка. В результате доказано доминирующее положение АО «Аэропорт Курган» в границах территории аэропорта, а действия хозяйствующего субъекта, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке путем установления монопольно высокой цены товара, подпадают под безусловный (императивный) запрет, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также в материалах заявления имеется информация о тарифах таких аэропортов как: ООО «Внуково-Карго», АО «Аэропорт Рощино» и ПАО «Аэропорт Кольцово», установленных в отношении оказания услуг по хранению прибывших грузов, размер которых определен исходя из веса груза (кг) за сутки хранения, что по мнению Курганского УФАС России может свидетельствовать о применении другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичный вид деятельности в состоянии естественной монополии гибкого ценообразования соразмерно параметрам груза, представленного на хранение.

Таким образом, антимонопольным ведомством усматриваются в действиях АО «Аэропорт Курган» признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженного в установлении монопольно высокой цены услуг по хранению грузов на товарном рынке в географических границах аэропорта Курган, что приводит или может привести к ущемлению интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В этой связи, Курганским УФАС России 16.06.2020 года издан приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Аэропорт Курган», назначенного к рассмотрению 28 июля 2020 года в 14 часов 00 минут.

Кроме того, администрации Аэропорта надлежит представить в адрес антимонопольного ведомства письменные пояснения по вопросу обоснованности расчета платы за услуги грузового склада и иную информацию, и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии нарушения.