О вступлении в силу постановления Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе»

С 01.01.2021 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 года № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Правила от 24.11.2020 № 1922).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от № 1015 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы» с 01.01.2021 утратят силу, в том числе:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» с ранее внесенными изменениями;
  • приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Правила от 24.11.2020 № 1922 утверждают порядок рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в целом сохранен и аналогичен действующему до 01.01.2020 порядку, в том числе поскольку ряд процессуальных норм, содержащихся в Административном регламенте, утвержденном приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, нашли своё отражение в Правилах от 24.11.2020 № 1922.

Отличия Правил от 24.11.2020 № 1922 относительно утрачивающих силу Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее — Правила от 17.08.2006 № 508) следующие.

  1. Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - заявление о нарушении законодательства).
  2. Заявление о нарушении законодательства может быть направлено заявителем с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом.
  3. Вводится механизм оставления антимонопольным органом заявления о нарушении законодательства без рассмотрения в случае отсутствия в таком заявлении или приобщенных к нему материалах сведений, предусмотренных пунктом 14 данных Правил. Об этом антимонопольный орган обязан в письменной форме уведомить заявителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
  4. Сокращается срок перенаправления территориальным органом ФАС России заявления о нарушении законодательства, относящегося к компетенции другого антимонопольного органа, а также срок уведомления ФАС России заявителя о принятии решения о направлении заявления о нарушении законодательства на рассмотрение в соответствующий орган до 10 рабочих дней.
  5. Уточняется обязанность антимонопольного органа направлять копии принятого решения о возбуждении дела, вынесенного определения о назначении дела к рассмотрению, принимаемых в ходе рассмотрения дела решений и (или) определений лицам, участвующим в деле, а не оригиналы указанных документов.
  6. Изменяется срок вынесения руководителем антимонопольного органа определения о принятии дела к производству в случае, если на рассмотрение антимонопольного органа поступило дело, возбужденное другим антимонопольным органом, установив его как 5 рабочих дней со дня поступления такого дела.
  7. Эксперты и переводчики выводятся из перечня лиц, участвующих в деле, однако возможность их привлечения к участию в деле сохраняется. При этом к участию в деле могут быть также привлечены лица, располагающие сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах. Данные лица также не признаются лицами, участвующими в деле.
  8. Вводятся новые положения, согласно которым сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов. Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела. Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.
  9. Вводится процедура отвода члена комиссии. Так, член комиссии не может участвовать в производстве по делу и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Решение об отводе принимается комиссией по рассмотрению дела, членом которой является должностное лицо, в отношении которого заявлен отвод. О принятом решении комиссия выносит определение. Заявление о повторном отводе члена комиссии подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении такого члена комиссии по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято комиссией.
  10.  Устанавливается право антимонопольного органа по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи. Порядок использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела устанавливается ФАС России.
  11.  Изменяется срок, на который антимонопольный орган по ходатайству лица, участвующего в деле, а также по собственной инициативе объявляет перерыв в рассмотрении дела, установив такой срок, как не превышающий 5 рабочих дней.
  12.  Изменение в течение срока рассмотрения дела при отложении дела для замены ненадлежащего лица надлежащим лицом — в случае отложения дела для замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 35 Правил от 24.11.2020 № 1922 после такой замены рассмотрение дела начинается в порядке, определяемом данными Правилами, сначала.
  13.  Изменение сроков направления либо вручения под расписку лицам, участвующим в деле, определений об отложении, о приостановлении, возобновлении и прекращении рассмотрения дела, о назначении экспертизы, а также направления копии определения о назначении экспертизы эксперту как 3 дня.
  14.  Вводится исчерпывающий перечень сведений, являющихся обязательными для антимонопольных органов к указанию в предписании об аннулировании разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа на установку рекламной конструкции.
  15.  Конкретизируются обстоятельства, признающиеся вновь открывшимися, и указывает в качестве таковых те обстоятельства, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

Отдельно следует отметить, что в силу Правил с 01.01.2021 года ФАС России будут утверждены формы соответствующих процессуальных документов.

В настоящее время приказ об утверждении соответствующих форм направлен в Минюст России на государственную регистрацию.