РЕШЕНИЕ по жалобе № 045/01/18.1-33/2020 о нарушении процедуры торгов

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

13 января 2021 г.                                                                                                      г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии – и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены комиссии:

– заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

– старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

в присутствии организатора торгов - индивидуального предпринимателя (далее – ИП, организатор торгов); 

в присутствии заявителя (далее –Заявитель);

Рассмотрев жалобу № 045/01/18.1-33/2020 Заявителя на действия организатора аукциона – ИП при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений на «Лот № 3. Участие в коммерческих организациях: ООО «Торгово-производственный дом «Сростинский», ИНН 2234014549, адрес: Россия, край Алтайский, р-н Бийский, село Сростки, уставный капитал 10 000,00 руб., Доля участия: 100%» (извещение № 1544592 ЭТП «Фабрикант»), в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

           УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба на действия организатора аукциона – ИП, при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений на «Лот № 3. Участие в коммерческих организациях: ООО «Торгово-производственный дом «Сростинский», ИНН 2234014549, адрес: Россия, край Алтайский, р-н Бийский, село Сростки (извещение № 1544592 ЭТП «Фабрикант»).

По мнению Заявителя, нарушение ее прав и законных интересов со стороны организатора торгов выразилось в недопуске к участию в аукционе заявки, поданную агентом Заявителя.

При рассмотрении жалобы ИП с доводом жалобы не согласился и пояснил, что при проведении аукциона действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Комиссия Курганского УФАС России изучив аукционную документацию, приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года           № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона. 

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что жалоба Полянских Е.Ю. содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

29.10.2020 г. на официальном сайте Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве) финансовым управляющим Комаровым М.С. размещено объявление о проведении открытых торгов с открытой формой представления предложений о цене в форме аукциона по продаже имущества Пономаренко Виктора Петровича, осуществляемых на электронной торговой площадке «Фабрикант» (https://www.fabrikant.ru/), а именно:

- Лот № 1. Микроволновая печь Daewoo, б/у; Телевизор Grundig, б/у; Стулья, б/у – 12 шт.; Стол, б/у – 2 шт.; Шкаф-купе, б/у; Сервант, б/у; Проекционный телевизор Toshiba, б/у; Телевизор Toshiba, б/у; DVD LG DC590W, б/у; Тумба, б/у.

Начальная цена лота № 1 – 147 300,00 рублей.

- Лот № 2. Земельный участок, 998 кв. м., Вид права, доля в праве: Общая долевая собственность, доля в праве ½. Расположенный по адресу: обл. Московская, р-н Мытищинский, дер. Коргашино, уч. 44, кадастровый номер 50:12:0090103:198. Жилой дом, 399,5 кв. м., Вид права, доля в праве: Общая долевая собственность, доля в праве ½. Расположенный по адресу: обл. Московская, р-н Мытищинский, д. Коргашино, дом участок 44, кол-во этажей: 3, кадастровый номер 50:12:0090102:942.

Начальная цена лота № 2 –27 295 000,00 рублей.

- Лот № 3. Участие в коммерческих организациях: ООО "Торгово-производственный дом "Сростинский", 

Согласно опубликованному извещению о проведении торговой процедуры «Аукцион продавца № 1544592», для участия в торгах необходимо с 02.11.2020 г.              06 ч. 00 мин. по московскому времени до 08.12.2020 г. 19 ч. 00 мин. по московскому времени подать заявку на участие в торгах на ЭТП «Фабрикант» (https://www.fabrikant.ru/) в соответствии с регламентом работы ЭТП, заключить соглашение о задатке и внести задаток. Размер задатка 20 % от начальной цены продажи. Задаток вносится на специальный банковский счет                                                                

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является управляющий.

Заявка подается посредством использования системы электронного документооборота на сайте электронной площадки «Фабрикант» (https://www.fabrikant.ru/). Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя. Протокол определения участников – 10.12.2020 г. Начало представления предложений о цене имущества 11.12.2020 г. в 08 час. 00 мин. (мск), на ЭТП в соответствии с регламентом работы ЭТП.

Подведение результатов торгов состоится 11.12.2020 г. в 09 час. 00 мин. по московскому времени, на ЭТП, но не ранее окончания торгов.

06.12.2020 г. Агентом, действующим в интересах Заявителя, на основании агентского договора от 06.12.2020 г., подана заявка на участие в торгах в форме аукциона по продаже имущества в составе лота № 3, с приложением всех необходимых документов, в том числе агентского договора от 06.12.2020 г. и платежного поручения № 040756 от 04.12.2020 г. об оплате задатка в сумме 2 000,00 руб.   

Согласно агентского договора от 06.12.2020 г., заключенного между агентом и Заявителем (далее – принципал), агент обязуется по поручению принципала за вознаграждение совершить от имени и за счет принципала юридические и фактические действия, необходимые для участия в открытых торгах посредством аукциона по продаже имущества, а именно в отношении лота № 3.     

Из агентского договора от 06.12.2020 г. следует, что по сделке, совершенной агентом с третьими лицами от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают у принципала. 

Согласно пункта 2.2.4. агентского договора от 06.12.2020 г., принципал обязуется в случае победы на торгах, указанных в п. 1.1 настоящего договора, заключить с организатором торгов от своего имени, за свой счет договор купли-продажи имущества согласно условий проекта договора купли-продажи имущества, закрепленного на электронной торговой площадке ЭТП «Fabrikant.ru».    

Таким образом, по договору купли-продажи по лоту № 3, в случае признания победителем вышеуказанной заявки, права и обязанности возникали у заявителя, поскольку агент оказывал услуги принципалу, предусмотренные агентским договором.  

Итоговым протоколом заседания комиссии по проведению торговой процедуры «Аукцион продавца № 1544592» № 1Т/ЗЛПИТ от 10.12.2020 г. торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия допущенных к торгам заявителей. В составе приложенных документов, приложен скан образ документа - заявки, оформленным и подписанным лицом, не аккредитованным на ЭТП «Фабрикант», не являющимся заявителем и лицом подписывающим заявку электронной подписью на ЭТП «Фабрикант». Отсутствует адрес электронной почты заявителя. Отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя - по отношению к должнику, кредиторам, управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя - управляющего, кредиторов, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является управляющий. 

Заявка, представленная для участия в вышеуказанном аукционе, подписана Заявителем

В заявке указан номер контактного телефона, адрес электронной почты, а также сведения об отсутствии у Заявителя заинтересованности по отношению к должнику, к кредиторам, к конкурсному управляющему и организатору торгов.     

Пунктом 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с указанным федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Согласно абзацу 5 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Аналогичные требования к заявке содержатся в сообщении о проведении аукциона.

Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России организатора торгов указал, что к агентскому договору необходимо было приложить доверенность на совершение интересов от имени Заявителя, так как в отсутствие доверенности организатору торгов не представляется возможным однозначно определить выгодоприобретателя по сделке, также учитывая, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пунктом 2 статьи 1005 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Согласно статьи 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главами 49 и 51 ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.

Из представленного Заявителем агентского договора следует, что агент обязуется от своего имени и за счет принципала участвовать в торгах. При этом в указанном агентском договоре четко разграничены полномочия агента, а также обязанности принципала, в том числе принципал обязуется подписать договор купли-продажи в случае признания победителем. При этом агент обязан совершать действия, направленные на принятие участия в торгах, а также действовать в интересах принципала.

При условии, что документация о закупках не содержала конкретной информации о форме документа и учитывая, что агентский договор предусматривает совершение действий агентом от своего имени и за счет принципала, а также, принимая во внимание, однозначное разграничение полномочий агента и принципала в спорном договоре, Комиссия приходит к выводу, что к такому договору не применяются положения статьи 1011 ГК РФ, а равно довод организатора торгов о невозможности идентификации в чьих интересах направлена заявка на участие в торгах не находит своего фактического подтверждения.

Согласно абзаца 14 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных указанной статьей.

Извещением о проведении аукциона установлена необходимость соответствия поданной заявки требованиям в том числе пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. В свою очередь, согласно извещению о проведении торгов к заявке на участие в торгах прикладывается в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, который представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, подавшего заявку на участие в торгах.

Перечень документов, указанный в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Предметом торгов в процедуре банкротства является не удовлетворение их организатором собственных потребностей, что может обусловливать необходимость установления дополнительных требований к участникам торгов, а скорейшая реализация имущества должника в целях расчетов с кредиторами последнего.

При проведении торгов в форме аукциона или публичного предложения установление дополнительных требований к составу представляемых на участие в торгах документов является не только необоснованным и не предусмотренным действующим законодательством, но и нецелесообразным ввиду отсутствия необходимости в получении каких-либо документов, помимо тех, которые прямо поименованы в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве и позволяющих определить полномочия участника торгов. Кроме того, данное обстоятельство способно привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся путем установления требований о предоставлении иных, не предусмотренных законом документов, искусственно ограничить количество потенциальных участников с тем, чтобы заключить контракт с заранее определенным лицом.

На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что у организатора торгов отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств Комиссией Курганского УФАС России в действиях организатора торгов установлено нарушение пункта 12 статьи 110 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 12 статьи 110, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу обоснованной.

2. Признать организатора торгов - финансового управляющего ИП нарушившим пункт 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений на «Лот № 3. Участие в коммерческих организациях: ООО «Торгово-производственный дом «Сростинский», ИНН 2234014549, адрес: Россия, край Алтайский, р-н Бийский, село Сростки(извещение № 1544592 ЭТП «Фабрикант»).

3. Выдать организатору торгов - финансовому управляющему ИП обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения: об отмене итогового протокола заседания комиссии по проведению торговой процедуры «Аукцион продавца № 1544592» № 1Т/ЗЛПИТ от 10.12.2020 г. и новом рассмотрении заявки 

4. Передать материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.