Рекомендации ФАС России о пресечении недобросовестной конкуренции в сфере производства и оборота минеральной воды

Упакованная питьевая вода, включая минеральную, относится к важнейшим видам потребительской продукции, производство и оборот которой являются предметом специального регулирования. Рынок розлива минеральных вод является конкурентно развитым, однако действия нарушителей могут нанести значительный ущерб добросовестным производителям в виде недополученной прибыли, а также вред деловой репутации и имиджу производителей легальной продукции.

Контроль качества упакованной питьевой воды осуществляется через установление требований к качеству и безопасности данной продукции, и охрану прав интеллектуальной собственности на средства индивидуализации.

В настоящее время требования к безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду) установлены техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017), утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии № 45 от 23.06.2017 (далее - ТР ЕАЭС 044/2017).

Положениями ТР ЕАЭС 044/2017 предусмотрена оценка соответствия упакованной питьевой воды в виде государственной регистрации для минеральной лечебной воды, лечебно-столовой воды и воды для детского питания, а также подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия для остальных видов упакованных вод.

Приказом Госстандарта от 13 марта 2020 года № 133-ст утвержден ГОСТ Р 54316/2020 «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия», положения которого соответствуют требованиям ТР ЕАЭС 044/2017.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара (далее - НМПТ).

В отличие от географического указания использование НМПТ для индивидуализации товара допускается только в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, при условии осуществления всех стадий производства товара, оказывающих существенное влияние на формирование особых свойств товара, на территории данного географического объекта.

Противодействие обороту реализации контрафактной и фальсифицированной упакованной питьевой воды осуществляется антимонопольным органом посредством института недобросовестной конкуренции, в том числе путем самостоятельного выявления и рассмотрения поступающих заявлений о признаках нарушений    антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию минеральной воды. В настоящее время к наиболее часто встречающимся нарушениям относятся:

  • производство и реализация минеральной воды с обозначениями, сходными с зарегистрированными наименованиями места происхождения товара, которая не отвечает установленным законом требованиям и не обладает свойствами, предусмотренными свидетельством об НМПТ, а именно её розлив осуществлялся из скважин, не обозначенных в свидетельствах на соответствующие НМПТ;
  • имитирование продукции и введение потребителей в заблуждение, когда на упаковке минеральной воды на фронтальной этикетке выделяются (цветом, графически либо крупными буквами) сходные с НМПТ обозначения;
  • производство и реализация питьевой воды, не относящейся к минеральной по своим свойствам и характеристикам, с обозначениями, наименованием либо дизайном упаковки, сходными до степени смешения с находящимися в обороте упаковками минеральной воды различных производителей.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее - Закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 14.2 указанного закона запрещается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Объективную сторону правонарушения, выражающегося во введении в заблуждение, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления о свойствах товара, с учетом как непосредственного содержания такой информации, так и места, способа ее расположения на упаковке товара, размещения товара при реализации, слоганов и содержания рекламной кампании и т.п.

Введение в заблуждение относительно места производства товара возможно как вследствие ложных указаний о месте производства товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с соответствующим регионом, при этом для установления факта недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы факт производства товара в определенном регионе (городе) или представление данного обстоятельства в рекламной кампании в той или иной степени имели значение для принятия потребителем решения о приобретении товара.

Согласно пункту 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара является обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.

Согласно пункту 3 статьи 1519 ГК РФ не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

С учетом приведенных норм действия по использованию обозначений, являющихся зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров в отсутствие законных оснований, формирует у потребителя убеждение, что указанный товар обладает особыми свойствами, присущими товарам, на которые распространяется НМПТ, и принимают решение о приобретении такого товара, в то время как наличие у него указанных свойств не подтверждено.

В случае использования таких обозначений в результате введения потребителя в заблуждение происходит изменение в структуре потребительского спроса и возрастание спроса на продукцию предполагаемого нарушителя, что дает хозяйствующему субъекту возможность увеличить объем реализации такой продукции и увеличить получаемую прибыль и причинить убытки добросовестным конкурентам в результате оттока потребителей, что является одним из необходимых признаков для квалификации действий субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции».

С учетом изложенного в случае поступления заявлений о фактах выявления в обороте продукции с использованием обозначений, зарегистрированных как НМПТ в отношении минеральной воды, розлив которой осуществлялся из скважин, не обозначенных в свидетельствах на соответствующие НМПТ, такие действия следует квалифицировать по статье 14.2 Закона «О защите конкуренции».

Аналогично квалифицируются действия производителей, направленные на введение потребителей в заблуждение путем выделения на упаковке минеральной воды на фронтальной этикетке (цветом, графически либо крупными буквами) сходных с НМПТ обозначений.

Кроме того, согласно статье 14.6 Закона «О защите конкуренции» под смешением понимается ситуация, когда потребитель одного товара (товара одного производителя) отождествляет его с другим товаром (товаром другого производителя) в результате использования обозначений, сходных до степени смешения с охраняемым средством индивидуализации (товарным знаком, фирменным наименованием, коммерческим обозначением или наименованием места происхождения товара, если это обозначение используется в отношении товаров, которые вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации) либо дизайна упаковки, в результате чего также возникает риск введения потребителя в заблуждение либо относительно производителя товара, либо потребительских свойств товара.

В случае выявления фактов производства питьевой воды, не относящейся к минеральной по своим свойствам и характеристикам, однако с размещением на упаковке и в информации о товаре обозначений, наименований либо с использованием дизайна упаковки, сходных до степени смешения с обозначениями, наименованиями либо дизайном находящихся в обороте упаковок минеральной воды различных производителей, такие действия подлежат квалификации по статье 14.6 Закона «О защите конкуренции».

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 17 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)», поскольку частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а не за любое незаконное использование таких результатов или средств, субъектом административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названной нормой, по смыслу указанной части может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

Таким образом, при рассмотрении данной категории дел антимонопольным органом будет учитываться то, что на предмет наличия признаков недобросовестной конкуренции могут быть рассмотрены только действия лица, которое первым ввело в гражданский оборот спорный товар (производитель, импортер).