РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/10/18.1-14/2021

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – Кукарцева О.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

Струнгарь Г.К. – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

Подкорытов М.В. – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев жалобу ФБУ «УРАЛТЕСТ» (вх. № ЭП-5018 от 07.12.2021 г., далее – Заявитель) на действия заказчика в лице ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений (в электронной форме) на проведение производственного контроля рабочих мест транспортного цеха СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» на соответствие санитарным нормам в 2021 году (извещение № 32110807259 на сайте www.zakupki.gov.ru) в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителя заказчика – * (паспорт, доверенность № 29 от 31.12.2020 г.);

представителя заявителя – * (паспорт, доверенность № 1700/06 от 05.02.2021 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ФБУ «УРАЛТЕСТ» (вх. № ЭП-5018 от 07.12.2021 г.) на действия заказчика в лице ПАО «КГК» при проведении открытого запроса предложений (в электронной форме) на проведение производственного контроля рабочих мест транспортного цеха СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» на соответствие санитарным нормам в 2021 году (извещение № 32110807259 на сайте www.zakupki.gov.ru), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В своей жалобе Заявитель указал, что закупочной комиссией заказчика нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках ПАО «Курганская генерирующая компания», утвержденное Советом директоров ПАО «Курганская генерирующая компания» и размещенного в единой информационной системе (далее - Положение).

11.11.2021 года на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение № 32110807259 о проведении открытого запроса предложений (в электронной форме) на проведение производственного контроля рабочих мест транспортного цеха СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» на соответствие санитарным нормам в 2021 году.

Начальная (максимальная) цена договора 471 559,84 рублей.

В соответствии с протоколом № С12/21-ОЗП заседания закупочной комиссии по оценке заявок и выбору победителя закупочной процедуры от 30.11.2021 года победителем закупки признано ООО «Лаборатория экологии и материалов».

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно пункту 6.3.1 Положения о закупке организатор закупки в ходе ее подготовки в каждом случае заранее определяет, в том числе:

b) требования к участникам и порядку подтверждения ими соответствия установленным требованиям;

d) требования к составу и оформлению заявок.

В соответствии с пунктом 4.4.1.1 Документации по запросу предложений в электронной форме на проведение производственного контроля рабочих мест транспортного цеха СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» на соответствие санитарным нормам в 2021 году (далее – закупочная документация) участник запроса предложений должен подготовить предложение, включающее, в том числе:

b) Техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации по запросу предложений (подраздел 5.2).

Согласно пункту 5.2.2.3 подраздела 5.2 закупочной документации в техническом предложении описываются все позиции раздела 2 с учетом предлагаемых условий Договора (раздел 3).

Подпункт 5.2 раздела 2 «Техническое задание» закупочной документации содержит требование к участникам закупки, а именно:

- Проведение лабороторно-инструментальных исследований и испытаний аккредитованной лабораторией. Срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории – не менее чем до 01.01.2022 года.

В силу пункта 4.5.1.1 закупочной документации участвовать в запросе предложений может любое юридическое или физическое лицо. Однако, чтобы претендовать на победу в запросе предложений и получение права заключить с Заказчиком Договор, Участник запроса предложений должен отвечать следующим требованиям, в том числе:

a) Участник запроса предложений должен обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые), управленческой компетентностью, опытом выполнения аналогичных договоров и репутацией.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что победителем закупки ООО «Лаборатория экологии и материалов» в составе заявки не представлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории со сроком действия не менее чем до 01.01.2022 года.

Вместе с тем, заявка участника закупки содержит сопроводительное письмо, в котором указано, что ООО «Лаборатория экологии и материалов» проходит переаккредитацию, ввиду чего на период приостановки действия аттестата аккредитации общество заключило договоры подряда с лабораториями, имеющими действующий аттестат аккредитации.

Так, ООО «Лаборатория экологии и материалов» в составе заявки представлен договор № ЛАБ6355 от 01.07.2019, заключенный с ООО «Учебно-экспертный центр охраны труда «СТРОИТЕЛЬ», на организацию работ по выполнению химических анализов атмосферного воздуха, промышленных выбросов, воздуха рабочей зоны, а также аттестат аккредитации, выданный ООО «Учебно-экспертный центр охраны труда «СТРОИТЕЛЬ».

Представитель заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснила, что закупочная документация не содержит требований о выполнении исследований непосредственно исполнителем услуг, ввиду чего исполнитель может выполнять работы с привлечением третьих лиц, имеющих соответствующие разрешительные документы.

При этом Комиссией Курганского УФАС России установлено, что довод заказчика является не состоятельным, поскольку закупочная документация предъявляет требование о наличии аттестата аккредитации испытательной лаборатории непосредственно к участнику закупки, а не исполнителю по договору. ООО «Лаборатория экологии и материалов» вышепоименованный документ в составе заявки не представлен.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пункта 4.9.2.4 закупочной документации по результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия отклоняет предложения, которые, в том числе:

b) поданы Участниками, которые не отвечают требованиям настоящей Документации по запросу предложений.

Таким образом, закупочной комиссией было принято решение о допуске к участию в закупке ООО «Лаборатория экологии и материалов» в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку участник закупки не отвечает требованиям закупочной документации, так как не представил в составе заявки документов, подтверждающих его соответствие требованию о наличии у участника закупки аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

В данных действиях закупочной комиссии усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Курганского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ФБУ «УРАЛТЕСТ» обоснованной.
  2. В действиях закупочной комиссии заказчика в лице ПАО «КГК» выявлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Заказчику в лице ПАО «КГК», закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.