Итоги деятельности Курганского УФАС в 2007 году

Руководитель Курганского УФАС Анатолий Савелов подвел итоги деятельности Управления за 2007 год Сегодня, 28 января 2008 года, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Анатолий Савелов провел аппаратное совещание, в ходе которого осветил итоги деятельности Управления за 2007 год, поставил задачи перед сотрудниками управления на 2008 год. Анатолий Савелов привел конкретные показатели результатов деятельности, а также отметил изменения в законодательстве. В 2007 году были внесены изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения состава ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов, в том числе введение нового вида ответственности - оборотных штрафов. Процесс совершенствования законодательства всегда сопровождается определенными сложностями, так как появляются вопросы в применении законов как у лиц, которых контролируют, так и у правоприменительных органов. Вместе с тем, 2007 год характеризуется повышением эффективности деятельности Курганского УФАС России. Об этом красноречиво говорят отчетные показатели работы сотрудников за прошедший год. В 2007 году Курганским УФАС России было рассмотрено 149 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о госзакупках, законодательства о рекламе и законодательства о естественных монополиях. В 199 случаях были установлены факты нарушений, в результате чего выдавались предписания об устранении нарушений и накладывались административные штрафы. Общая сумма наложенных в 2007 году штрафов составила 16.578.422 рубля, из которой было уплачено 851.532 рубля. Применены новые меры административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства: наложены оборотные штрафы на ОАО «Курганская энергосбытовая компания» в размере 14.045.810 рублей, на ОАО «ЭнергоКурган» в размере 1.361.611,55 рублей. Материалы находятся на рассмотрении в арбитражном суде по жалобам заявителей. В прошедшем периоде наблюдается рост числа обращений в антимонопольный орган в отношении действий предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим положением, в частности, на рынке электро-теплоэнергетикив 2,5 раза (с 3 до 7), на рынке жилищно-коммунального хозяйства – в 2 раза (с 2 до 4). Практика деятельности Курганского УФАС России по пресечению злоупотребления доминирующим положением: Пример 1. Навязывание невыгодных условий договора. Дело № 25, возбужденное 27. 02. 2007 г. в отношении МУП «Курганводоканал» ( г. Курган, ул. Набережная, 12) по заявлению И.П. Козловой С.В. МУП «Курганводоканал» направлен проект договора Козловой С.В. на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в котором заложены условия оплаты за превышение и недобор согласованного договорного объема воды. Перебор воды должен оплачиваться в 5- кратном размере, недобор - в 2- кратном. Козлова С.В. направила МУП «Курганводоканал» протокол разногласий к договору № 1177 от 15.11.2006 года и заявление в Курганское УФАС о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Комиссия управления признала в действиях МУП «Курганводоканал» нарушение пункта 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в навязывании индивидуальному предпринимателю Козловой С.В. невыгодных условий договора, выразившихся в условии оплаты неиспользованной воды от согласованного договорного объема. Решение комиссии подтверждено решением первой и постановлением апелляционной инстанций арбитражного суда. Пример 2. Необоснованный отказ от заключения договора. 17.05.2007 г. в Курганское УФАС поступило заявление энергосбытовой организации ЗАО «Шумихинская межрайонная энергосбытовая компания» (ЗАО «ШМЭК» по вопросу уклонения ОАО «Курганская энергосбытовая компания» (далее по тексту ОАО «КЭК», г. Курган, ул. Володарского,57) от заключения договора купли-продажи электрической энергии с ЗАО «ШМЭК» для потребителей, с которыми у ЗАО «ШМЭК» заключены договора на поставку электрической энергии. На основании данного заявления в отношении ОАО «КЭК» возбуждено дело №80 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора купли-продажи электрической энергии путем требования у энергосбытовой организации ЗАО «ШМЭК» документов, не предусмотренных п. 62 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии…», утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 №530 (далее по тексту Правила) и не соблюдения сроков рассмотрения заявления, определенных п.п.61 и 63 Правил. ОАО «КЭК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 %, наименование услуги: оптовая торговля электрической энергии, доля более 50%. ЗАО «ШМЭК» получена Лицензия на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам» от 09.06.2007 года № ПЭ-55-000301 (Э). ЗАО «ШМЭК» является полноправным субъектом розничного рынка электрической энергии и должно иметь равный доступ на соответствующий товарный рынок. Не заключая и не отказывая в заключение договора ОАО «КЭК» злоупотребляет своим правом и своим доминирующим положением, своими действиями лишает потребителей права выбора контрагента на розничном рынке, препятствует созданию конкурентного рынка электрической энергии, затрудняет доступ ООО «ШМЭК» на соответствующий товарный рынок. Действия ОАО «КЭК» нарушают основные принципы реформы в энергетике и основы функционирования электроэнергетики: использование рыночных отношений и конкуренции, обеспечение не дискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере энергетики. Факт, что до сих пор проект договора не направлен заявителю, свидетельствует о намеренных действиях по устранению с рынка конкурента, о наличии признаков нарушения АЗ, а именно ограничении, недопущении конкуренции на розничном рынке сбыта электроэнергии. Таким образом, при наличии фактов, доказывающих уклонение ОАО «КЭК» от заключения договора с ЗАО «ШМЭК» следует вывод о том, что ОАО «КЭК» уклонившись от заключения договора с ЗАО «ШМЭК» совершило действия, направленные на затруднение доступа закрытого акционерного общества на рынок, что является злоупотреблением своим доминирующим положением на соответствующем рынке. Комиссия Курганского УФАс признала в действиях ОАО «Курганская энергосбытовая компания» нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи электрической энергии путем не рассмотрения предложенного ЗАО «ШМЭК» проекта договора энергоснабжения №1 от 07.03.2007 в сроки, установленные «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные постановлением Правительства от 31.08.2006 №530. Решением арбитражного суда действия управления признаны правомерными. В результате осуществления контроля за экономической концентрацией на товарных рынках в Курганское УФАС России в 2007 году поступило 131 ходатайство и уведомление юридических и физических лиц, предусмотренных Законом «О защите конкуренции». Значительную долю (116) занимают уведомления о заключенных соглашениях финансовых организаций, в большинстве случаев по результатам рассмотрения таких уведомлений Курганское УФАС России принимало решения о признании заключенных соглашений правомерными. Вместе с тем, в ряде случаев участники соглашения за нарушение антимонопольного законодательства привлечены к административной ответственности, им выданы рекомендации и предписания, направленные на соблюдение принципов конкуренции. К примеру, в 2007 году на ОАО «Альфабанк» наложен штраф в сумме 150 тысяч рублей, на ООО «Курганпромбанк» - 100 тысяч рублей. В рамках контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе было проведено 35 проверок, в результате которых было возбуждено 36 дел. Наибольшую значимость в деле пресечения ненадлежащей рекламы составили дела, возбуждённые в отношении рекламы ООО «Фарт». ТАК, Курганским УФАС России в январе 2007 года проведена совместная с УВД Курганской области проверка по наружной рекламе в г. Кургане. В результате установлено нарушение части 2 статьи 27 Закона «О рекламе», размещение наружной рекламы залов игровых автоматов, со стороны ООО «Фарт», индивидуального предпринимателя Крашенинникова В.С. Постановлением от 14.02.2007 № 4 к индивидуальному предпринимателю Крашенинникову В.С. применены меры ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 6000 рублей, штраф уплачен. Постановлением от 19.02.2007 № 5 к ООО «Фарт» также применены меры ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, штраф уплачен. Курганское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело от 02.10.2007 № 117 в отношении ОАО АКБ «Пробизнесбанк» по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», выразившегося в наружной рекламе банковских услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги. Комиссия Курганского УФАС России приняла решение о признании указанной рекламы ненадлежащей, не выдавать ОАО АКБ «Пробизнесбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным прекращением размещения ненадлежащей рекламы. Постановлением от 14.11.2007 № 73 к ОАО АКБ «Пробизнесбанк» применены меры ответственности по статье 14.3 КоАП РФ (статья 28 Закона «О рекламе) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, штраф уплачен. По итогам рассмотрения всех административных дел по рекламе наложены штрафы на сумму 504000 рублей (2006 - 499000 рублей). Выдано 7 предписаний о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, все исполнены, (в 2006 году выдано 1 предписание). В качестве особенностей работы Курганского УФАС России в 2007 году можно отметить наделение антимонопольных органов дополнительными функциями по контролю за соблюдением Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что вызвало увеличение объема работы, прежде всего за счет рассмотрения жалоб участников размещения заказа и консультаций заинтересованных лиц по вопросам размещения заказов. В 2007 году в Курганское УФАС России поступило на рассмотрение 57 жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков. По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок 12 жалоб были признаны необоснованными, 42 жалобы – обоснованными, 1 жалоба возвращена и 2 отозвано. Нарушения были выявлены в 129 случаях размещения заказа, выдано 72 предписаний об устранении нарушений. Все предписания исполнены в установленные сроки. Кроме одного. Глава Мишкинского района Баженов С.Н. за неисполнение предписания привлечен к административной ответственности. Материалы переданы в прокуратуру и УВД Курганской области для принятия более строгих мер. Курганским УФАС России проводилась работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков. Всего за 2007 год в Курганское УФАС России поступило 16 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении участников размещения заказов в реестр недобросовестных поставщиков, из них в 6 случаях участники размещения заказов уклонились от заключения контракта, в 8 случаях контракт расторгнут. Из общего числа поступивших обращений по 14 участникам размещения заказов обращения признаны обоснованными, данные участники размещения заказов включены в Реестр недобросовестных поставщиков. А это, 11 хозяйствующих субъектов: ООО «Облснаб» - 2 раза, ООО «Облснабсбыт»-3 раза, ОАО «Промстрой», ООО «Первая строительная компания», ООО «Весна-Т», ООО «Деос», ИП Иванов В.П., ИП,Худяков Р.В. (г. Курган), ОАО «Молоко» (г. Катайск), СП «ДИ ЭЙ БИ Интернейшнл» (г. Санкт-Петербург), ООО «Компьютеры и образование» (г. Челябинск) и другие. В 2007 году Курганским УФАС России проведены 8 плановых и 37 внеплановых проверки соблюдения государственными и муниципальными заказчиками законодательства о размещении заказов. В результате проведенных контрольных мероприятий проверено 323 процедуры размещения заказов, из них в 129 выявлены нарушения. Адвокатирование конкуренции. В 2007 году было организовано и и управление приняло участие в 8 конференций, семинаров, «круглых столов» с представителями бизнеса, власти и общественных организаций, вышло материалов в СМИ 118, в т.ч. 9 – на радио и телевидении. Задачи Курганского УФАС России на 2008 год: -усилить антимонопольный контроль за законодательством, -продолжить открытую и прозрачную для общества деятельность, направленную на соблюдение принципов конкуренции и защиту интересов граждан и юридических лиц в Курганской области.