• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Антимонопольное регулирование на рынке нефтепродуктов

Ситуация на рынке, связанная с ростом цен на автомобильное топливо, находится под контролем Федеральной антимонопольной службы и системы территориальных органов на местах.
Курганское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг и анализ оптовых и розничных цен на нефтепродукты и представляет в ФАС России данные мониторинга. Кроме того в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, осуществляет мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты (автобензины и дизельное топливо) в ежедневном режиме, а также ежедневно направляет данные о ценах хозяйствующих субъектов, представленных в нашем регионе, с указанием принадлежности к ВИНК (вертикально интегрированные компании), а также независимым компаниям. По результатам мониторингов, в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Нарушения, которые подконтрольны антимонопольным органам - это различного вида злоупотребления доминирующим положением на рынке, в том числе: установление монопольно высоких цен, создание дискриминационных условий на рынке, а также картельные сговоры -согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к ограничению конкуренции на рынке.
За перод с 2009 года по настоящее время Курганским УФАС России проведено неколько дел по ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, в том числе: 2 дела по совершению согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на рынках автомобильных бензинов, 1 дело по совершению согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на рынке сжижженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива.
Одним из последних дел по картельному сговору является дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотренное в отношении лиц, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов: ООО «КНК-Инвест», ООО «КНК-Трейд», ООО «КНК-Комплекс», ИП Кайгородовой М.С., ИП Поповой Л.А., ИП Зиновьевым А.Н.
Дело было возбуждено 8 июня 2010 года в результате проведения выездных мониторингов розничных цен на автомобильные бензины, дизельное топливо, сжижженный углеводородный газ, используемый в качестве моторного топлива, и исследования обоснованности однотипного ценого поведения на рынке указанных выше субъектов. Действия указанных хозяйствующих субъектов были признаны согласованными, нарушающими запрет на установление и поддержание розничных цен на автомобильные бензины А-80(А76), АИ-92, АИ-95, так называемый ценовой сговор. Арбитражный суд Курганской области поддержал позицию Курганского УФАС России признав решение комиссии антимонопольного органа законным и обоснованным.
Доказывание факта нарушения антимонопольного законодательства осуществлялось путем доказывания наличия модели группового поведения на рынке, действия которой приводят к установлению и поддержанию одинаковых розничных цен на рынках автомобильных бензинов, зависимость этой модели от ценового поведения хозяйствующего субъекта, осуществляющего независимую ценовую политику — ОАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт», отсутствие объективных обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты и способных привести к установлению и поддержанию одинаковых розничных цен на автомобильные бензины.
Факт совершения согласованных действий выявляется по истечении определённого периода времени, как правило продолжительного, в связи с чем пресечение такого нарушения антимонопольного законодательства осуществляется не при угрозе наступления негативных последствий, а при возникновении конкретных признаков ограничения конкуренции.
Так, на розничных рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива, сжижженного углеводородного газа, используемых в качестве моторного топлива, установление и поддержание цен сложилось как типовое поведение, поддерживаемое не один год. От участников рынка не единожды звучал довод: «Так всегда было, так есть и по другому не будет». Они не воспринимают своё поведение, как нарушающее антимонопольное законодательство. Создавшаяся ситуация привела к тому, что конкуренция на рынках не развивается, рынки относятся к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Анализ информации о реализации проектов строительства новых АЗС, АГЗС свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, планирующие войти на рынок, отказались от реализации таких проектов.
Отсутствие ценовой состязательности безусловно отражается на потребителях, поскольку цена формируется не в результате рыночного ценообразования — как равновесная цена спроса и предложения, а в результате навязывания продавцами своих условий предложения, в условиях возможности повышать цены без риска потерять потребителя. Свобода выбора потребителя в таких условиях ограничена.
В изложенном и заключается значимость выявления согласованных действий, когда такие действия не позволяют рынку работать как саморегулируемому механизму. Из экономической теории мы знаем, что такая ситуация на рынке снижает эффективность функционирования экономики и предпринимательства.
Учитывая устойчивый характер согласованных действий на рынках автомобильных бензинов и сжиженного газа у Курганского УФАС России сегодня первостепенная задача пресечь такие действия и обеспечить условия для развития конкуренции на рынках.

Информация о динамике цен на нефтепродукты: 

Территориальный орган:

Курганское УФАС

 

Дата

17.08.2011

 

 

ОАО "Роснефть"

АИ-92

34500,84

ОАО "Роснефть"

АИ-95

35001,16

ОАО "Роснефть"

ДТ

25200,08

Цены розничного рынка

Продукт

Цена руб./литр

ОАО "Лукойл"

АИ-95

н/р

ОАО "Лукойл"

ДТ

26500

независимые покупатели (среднее значение)

АИ-92

н/р

независимые покупатели (среднее значение)

АИ-95

н/р

независимые покупатели (среднее значение)

ДТ

24600

 

 

 

 

ОАО "Роснефть"

АИ-92

25,6

ОАО "Лукойл"

АИ-92

н/р

ОАО "Роснефть"

АИ-95

27,4

ОАО "Роснефть"

ДТ

24,5

ОАО "Лукойл"

АИ-92

25,4

ОАО "Лукойл"

АИ-95

27,05

ОАО "Лукойл"

ДТ

24,9

независимые покупатели (среднее значение)

АИ-92

26,3

независимые покупатели (среднее значение)

АИ-95

27,6

независимые покупатели (среднее значение)

ДТ

25,3

Цены оптового рынка

Продукт

Цена, руб./тонна*

 

Как свидетельствуют данные мониторинга, в настоящее время цены участников рынка нефтепродуктов существенно отличаются, то есть признаки ценового сговора отсутствуют.

Дела, проведенные ФАС России в этом году в отношении Роснефть и Лукойл, стабилизировали ситуацию с ценами на дизельное топливо. Если вы помните, то в период от начала зимы прошлого года и по состоянию на февраль цены на дизельное топливо на заправках были выше, чем цены на бензин. Если сейчас вы посмотрите на ценники, то увидите, что соотношение уже вернулось к нормальному, то есть дизтопливо стоит дешевле, чем бензин, и так должно быть, поскольку акцизы на дизтопливо и на бензин различаются существенно. Акцизы на бензин выше, на дизельное топливо - ниже. Тем самым государство стимулирует большее потребление дизельного топлива, поэтому сейчас в этом смысле ситуация нормализуется. Кроме того, Правительство Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба РФ как орган в составе правительства, также принимает целый ряд других мер, направленных на стабилизацию ситуации.
Что касается роста цен на нефтепродукты, то есть основания не допускать необоснованного роста цен. Если говорить о справедливом уровне цен, то, к сожалению, количественного значения назвать нельзя, потому что уровень цен зависит от совокупности постоянно меняющихся факторов. В частности, речь идет о динамике цен на внешнем рынке. Скажем, за последнее время цены изменились примерно на 30% - от 90 буквально до 120 долл. за барр. Существенное значение могут иметь, учитывая то, что значительные объемы нефти и нефтепродуктов экспортируются, курсовая разница и еще ряд других влияющих факторов. Совокупность мер, которые принимает правительство, ФАС России, позволяет нам рассчитывать на то, что цены могут находиться на уровнях, близких к инфляции. Они могут колебаться в период повышенного спроса либо изменения внешней конъюнктуры в большую или меньшую сторону, но в целом - и это показывает статистика всех предыдущих лет и 2011г. - они находятся в этом ценовом рыночном коридоре.
В феврале 2011 г. нефтяные компании продекларировали, что они будут снижать цены. Ситуация действительно стабилизироваласть, на как оказалось за счет независимых участников рынка, Крупные компании-вертикально интегрированные структуры придерживали цены в рознице, при этом существенным образом росли цены в мелкооптовом звене и отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов.
В связи с поступившими жалобами независимых нефтетрейдеров на действия ОАО «Роснефть-Курганнефтепродукт» по установлению монопольно низких цен в рознице на своих АЗС, рост цен для независимых компаний, и необоснованном прекращении оптовых поставок нефтетрейдерам, Курганским УФАС была проведена внеплановая проверка общества за период 2010 год и текущий год. Результаты проверки выявили ряд нарушений со стороны компании, но по закону мы должны получить возражения от проверямого лица на акт проверки, прежде чем предпринимать соответствующие меры.
Анализ соотношения розничных и оптовых цен на автомобильные бензины с 1 декабря 2010 года по 12 мая 2011 года свидетельствует об отсутствии признаков монопольно высокой цены, монопольно низкой цены на розничных рынках за исследованный период.