Свет, бензин и газ под антимонопольным контролем

10 ноября 2011 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Курганском УФАС России. В преддверии 20-летия Курганского УФАС России, которое состоится 4 декабря текущего года, на совете была рассмотрена практика УФАС по делам, имеющим сегодня значение для формирования свободной и честной конкуренции на социальных рынках.
В последние годы большую социальную значимость приобрели такие товары, как бензин и газ для заправки автомобилей. Это приводит к тому, что на рынке реализации газа и нефтепродуктов возникает жесткая конкуренция. Нередко органы власти предоставляют преимущества участникам рынка, способствуя вытеснению других. При этом не всегда соблюдается антимонопольное законодательство. В связи с этим Курганское УФАС России уделяет пристальное внимание действиям органов государственной власти на этом рынке. Так, одним из ярких примеров выявленного нарушения со стороны органов власти в сфере предоставления (формирования) земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) является трехлетний спор Курганского УФАС с Правительством Курганской области. В 2008 г. Правительством Курганской области был проведен конкурс на выделение земельных участков для строительства АЗС. Победителем конкурса было признано ОАО "Роснефть - "Курганнефтепродукт". Курганское УФАС России обратилось с иском в суд о признании результатов конкурса недействительными, поскольку победитель конкурса был избран по критериям, не указанным в конкурсной заявке. Иск был удовлетворен. Несмотря на это, Правительство Курганской области в 2009 году издало распоряжение "О предварительном согласовании места размещения автомобильной заправочной станции ОАО "Роснефть-"Курганнефтепродукт". Курганское УФАС России признало распоряжение противоречащим антимонопольному законодательству и предписало Правительству отменить незаконное распоряжение. Не согласившись с решением УФАС, Правительство также обжаловало его в суд. Однако суды трех инстанций признали, что распоряжение Правительства Курганской области ограничивает конкуренцию. Точка в этой длительной тяжбе была поставлена только в мае этого, когда Правительство Курганской области отменило свое распоряжение.
Еще одним из вопросов, рассмотренных на совете, стала практика работы Курганского УФАС России по контролю соблюдения антимонопольного законодательства по применению изменений в правилах технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям. Промышленная, хозяйственная и просто бытовая деятельность сегодня немыслима без электрической энергии. Однако зачастую сетевые организации за технологическое присоединение к своим электрическим сетям предъявляют гражданам и организациям непомерные требования. В связи с этим в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 г., были внесены изменения, исключающие возможность необоснованных требований сетевых организаций. Основными изменениями стали:
1) сетевая организация обязана направить потребителю проект договора вместе с техническими условиями, которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения;
2) размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (как правило, заключается при присоединении крупных потребителей и генераторов) утверждается регулирующим тарифным органом в разбивке по стоимости мероприятий по технологическому присоединению. Потребитель вправе выбрать, какие мероприятия по технологическому присоединению он выполнит самостоятельно (также он вправе выполнить все мероприятия). При этом размер платы за технологическое присоединение должен быть снижен для такого потребителя в соответствии с теми суммами, которые утверждены регулирующим тарифным органом;
3) установлены сроки, в течение которых регулирующий орган должен утвердить размер платы;
4) четко разграничены обязательства потребителей и сетевых компаний по выполнению мероприятий по технологическому присоединению;
5) предусмотрены особенности технологического присоединения объектов крупных производителей электроэнергии: вводится понятие схемы выдачи мощности, которая должна быть представлена в составе заявки на технологическое присоединение, что существенно сокращает сроки технологического присоединения и упрощает процедуру, как для крупных потребителей, так и для сетевых компаний.
В заключение члены совета приняли решение сообщать в Курганское УФАС России о фактах нарушения антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции.