УФАС уполномочен предупредить

23 декабря 2011 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Курганской области прошла пресс-конференция, посвященная «третьему антимонопольному пакету» законов, принятых по предложению Федеральной антимонопольной службы.
Изменения в законодательстве - это результат почти 6-летней практики правоприменения Федерального закона «О защите конкуренции», принятого в 2006 году.
Закон о защите конкуренции в новой редакции вступает в действие с 7 января наступающего года.
Существенные изменения внесены в регулирование соглашений и согласованных действий. Впервые в российском законодательстве определено понятие картеля. Картелем признаются соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов, приводящие к последствиям прямо запрещенным законом-это прежде всего ценовые сговоры, в том числе, на торгах, и иные.
Расширены полномочия антимонопольного органа в части выдачи предупреждений и предостережений.
Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства выносится должностному лицу хозяйствующего субъекта на основании его публичного заявления о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Выдача предупреждения возможна только при наличии признаков нарушения монополистами отдельных запретов, установленных Законом о защите конкуренции, а именно: навязывание контрагенту невыгодных условий договора и экономически и технологически не обоснованному отказу либо уклонению от заключения договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке. При этом дело не возбуждается до завершения срока выполнения предупреждения. Оно также может быть выдано в период рассмотрения дела, если комиссия усмотрит признаки нарушения закона в этой части, которые не были известны на момент возбуждения дела. Если предупреждение исполняется, то дело не  возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение,  не подлежит административной ответственности.
Изменились требования к подаваемому в антимонопольный орган заявлению. У нас есть право оставить заявление без рассмотрения, если заявление не содержит необходимых сведений. При этом заявитель уведомляется об этом в письменной форме в течение 10 рабочих дней.
Действие статьи 15,  запрещающей  государственным  органам власти и органам местного самоуправления,  государственному внебюджетному фонду, Центрбанку принимать ограничивающие конкуренцию акты, совершать действия (бездействия), соглашения, согласованные действия,  распространено на организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Действие статьи 17, определяющей антимонопольные требования к торгам, теперь распространяется на запросы котировок цен на товары.
Значительные изменения претерпела  статья 18, в частности,  уменьшен на половину перечень финансовых услуг, отбор организаций для оказания которых должен производиться независимо от суммы сделки по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.
Введена новая статья 18.1, определяющая порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Без предварительного согласования с антимонопольным органом возможно  предоставление  преференции в соответствии с федеральными (региональными, муниципальными, межмуниципальными) программами развития малого и среднего предпринимательства субъектам малого и среднего предпринимательства.