О применении Федерального закона № 223-ФЗ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале
которых более пятидесяти  процентов долей  в  совокупности принадлежит
указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным   в  пункте  2 части  2 статьи 1 Закона о закупках дочерним хозяйственным обществам.
В соответствии с положениями Закона о закупках заказчик утверждает положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Обращаем внимание, что в положении о закупке могут быть
предусмотрены иные  (помимо конкурсов и аукционов) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 4 Закона о закупках).
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения   на   официальном   сайте   положения   о   закупке, изменений,   вносимых   в   указанное   положение,   информации   о   закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
Кроме того, в случае если заказчик, попадающий под действие Закона о закупках, осуществляет закупку путем проведения конкурса или аукциона, жалобы на нарушение   процедуры  таких  торгов   и   порядка заключения договоров подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Курганское УФАС России отмечает, что не у всех организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения и др. утверждены и  размещены на официальном сайте положения о закупке.  Данные заказчики при проведении закупок руководствуются нормами Закона о размещении заказов, а не Закона о закупках, в связи с чем иногда возникают трудности при рассмотрении  жалоб  на действия данных заказчиков.