Протокол ОКС от 19.12.2013 года

Протокол №5

 

Заседания Общественно-консультативного Совета

при Курганском УФАС России

 

19.12.2013 г. г. Курган

 

Присутствовали:

Гагарина И.В. - сопредседатель Совета, руководитель Курганского УФАС России;

Камшилов И.А. - сопредседатель Совета, Курганское областное отделение общественной организации «ОПОРА России», член Курганской городской общественной палаты;

Бынзер О.С. - начальник отдела Курганского УФАС России, ответственный секретарь Совета;

Яхонтов В.И.- директор Курганского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, председатель Общественного Совета по контроля за реализацией приоритетных национальных проектов в Курганской области;

Ишков В.Н.- председатель Регионального отделения общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства»;

Вешнякова Т.Н.- исполнительный директор Некоммерческого партнерства «ТСЖ г. Кургана и Курганской области;

Повестка дня:

1. Переход на федеральную контрактную систему в сфере закупок, проблемы и перспективы.

Докладчик: Кулиш Екатерина Анатольевна – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти.

2. Разное.

Кулиш Е.А. сообщила, что с 1 января 2014 г. признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С этой же даты вступает в силу Закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2015, 2016 и 2017 гг.

В новом законе изменяется и конкретизируется порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядок заключения контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). Вводятся особенности исполнения контрактов, а также уточняются основания и порядок изменения, расторжения контрактов.

Закон № 44-ФЗ предписывает осуществлять планирование закупок исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений норм комментируемого Закона, а также называет две составляющие планирования закупок - формирование, утверждение и ведение:

1) планов закупок. Планам закупок посвящена ст. 17 Закона, согласно ч. 1 которой такие планы формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 данного Закона, а также с учетом установленных ст. 19 данного Закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;

2) планов-графиков.

Планам-графикам посвящена ст. 21 Закона, в соответствии с ч. 1 которой такие планы содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. В части 2 указанной статьи установлено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В закон введено понятие нормирования в сфере закупок - это, во-первых, установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, в том числе предельной цены товаров, работ, услуг, и, во-вторых, установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. При этом согласно рассматриваемой части под нормированием в сфере закупок могут пониматься как обе составляющие, так и любая из них в отдельности.

Установленные законом требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, устанавливаемых в рамках нормирования в сфере закупок - это требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Соответственно, суть нормирования видится в недопущении закупок таких товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Однако такие ключевые понятия, как "избыточные потребительские свойства" товаров, работ, услуг и "предметы роскоши", к сожалению, не определены, в связи с чем названные понятия являются оценочными категориями. В отношении предметов роскоши в ч. 2 комментируемой статьи сделана отсылка к законодательству РФ, но сведений о легальном толковании данного понятия на текущий момент нет. Вместе с тем положения комментируемой статьи предусматривают издание правовых актов (в том числе нормативных) о нормировании в сфере закупок, которыми должны быть детализированы требования к отдельным видам товаров, работ, услуг.

В Законе N 44-ФЗ предусмотрено создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. Единая информационная система будет, с одной стороны, инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, с другой стороны - инструментом контроля за взаимным соответствием сведений в различных документах (например, соответствием информации в плане-графике и в плане закупок).

В эту систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках и об исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Круг таких сведений крайне широк. Например, в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Информация будет общедоступна на официальном сайте единой информационной системы.

В Законе N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок независимо от способа определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Требования, которые Закон N 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, остались практически в неизменном виде (за некоторыми исключениями) распространяется на закупки любым способом.

Были изменены следующие требования:

1) об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Теперь при расчете таких сумм не будут учитываться следующие суммы (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):

- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;

- по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;

- которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

2) об отсутствии участника -юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Установление данного требования теперь будет не правом, а обязанностью заказчика. Более того, он должен будет проверять присутствие в данном реестре не только участника закупки, но и его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

3) об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев, когда контракт заключается на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма). В соответствии с Законом N 44-ФЗ данное требование будет устанавливаться к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это предусмотрено в п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Кроме того, добавлен ряд новых требований, которые также будут предъявляться ко всем участникам закупок:

1) правомочность участника закупки заключать контракт;

2) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Об этом будет сказано ниже, в разделе о соответствующих видах закупок.

Согласно 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

 

Камшилов И.А.: Внесены ли изменения в 44-ФЗ в части участия в закупках субъектов малого предпринимательства?

 

Кулиш Е.А.: Внесены. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Гагарина И.В. проинформировала, что Закон №44 –ФЗ обязывает заказчиков заключать энергосервисные договоры с целью исполнения договоров энергосбережения. При этом закон не устанавливает круг лиц, с которыми будут заключаться такие договоры.

 

 

Решили:

1. Принять к сведению информацию специалистов Курганского УФАС России

2. Членам ОКС подготовить вопросы для плана работы на 2014год.

Дата проведения Совета: 
20 декабря 2013, 09:54