«Разве люди по воскресеньям есть не хотят?» Ограничения для ретейла не помогут малому бизнесу

Российские законодатели последовательно вводят ограничения на потребительском рынке. Очередные поправки в закон «О торговле» анонсировал первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Идея запретить крупным магазинам работать по ночам и ограничить время работы гипермаркетов в выходные дни уже бурно обсуждается всеми участниками рынка и экспертами в регионах. Речь идет о переделе рынка, столкновении интересов законодателей, поставщиков, ретейлеров и рядовых россиян. Об этом сегодня в материале «ФедералПресс».

 

В прошлом году Госдума приняла поправки в закон о торговле, которые ограничили размер бонусов торговых сетей. С поставщика товаров торговая сеть не может получить более 5 % от цены. Кроме того, закон ограничил сроки оплаты поставленных товаров. В теории решили ограничить «аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. «Поправки направлены на защиту отечественного производителя, добросовестную конкуренцию, что является приоритетом государственной политики России», заявляла Ирина Яровая, один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Как заметил бизнес-консультант, генеральный директор Центра антикризисного консалтинга «Лига коммерсантов» Сергей Илюха в комментарии специально для Retail.ru, на практике поставщик, как и раньше, может оплачивать любые услуги розничной сети. Главное, необходимо, чтобы не было принуждения со стороны ретейлера, не создавались дискриминационные условия. За эти нарушения закон существенно ужесточил санкции. «Данные поправки, как и планировалось, защищают интересы поставщиков и производителей, но, к счастью, из-за допущенных при составлении ФЗ 704631-6 неточностей и просчетов, не мешают работать», – считает Сергей Илюха. То есть все, кто хочет договориться, по-прежнему могут договориться.

Но новая редакция закона ничего не говорит о потребителях. Покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получили. И инициатива СФ, о которой заявил Сергей Лисовский, состоит «в том, чтобы повысить конкурентоспособность малых форм торговли по сравнению с крупными сетями» (цитата по РИА «Новости»). То есть о преференциях на рынке.

Надо спросить у людей

В регионах идею ограничений встретили в лучшем случае настороженно. «Надо выслушать многие точки зрения, все стороны. Людей обязательно надо спросить, как им такая идея. Потому что в целом и сельское хозяйство и торговля работают на потребителей. Я не думаю, что такая идея пройдет», – считает создатель сети супермаркетов «Кировский» (Свердловская область) Игорь Ковпак.

А в Севастополе, где супермаркеты представлены в основном местными сетевыми магазинами, их руководство критически отнеслось к предложению ограничения времени работы. Один из игроков рынка – сеть «Пуд» (в Крыму 63 магазина, из них 13 в Севастополе – прим. ред). Региональный управляющий Роман Лутай сообщил «ФедералПресс», что считает эту инициативу ненужной: «Минэкономразвития придерживается такой же позиции, мы с ними солидарны. Ничего хорошего из этой инициативы не получится, поскольку рынок сам себя хорошо регулирует», –сказал Лутай. С ним согласна коммерческий директор сети «Яблоко» Татьяна Пикалова (2 магазина в регионе – прим. ред.). «У нас в сети есть гипермаркет… В вечернее время в такие магазины ходит мало покупателей. Но, безусловно, эта инициатива с экономической точки зрения приведет к потерям в деньгах и сокращению рабочих мест. Прежде чем принимать такое решение необходимо просчитывать все плюсы и минусы», – сказала Пикалова.

В офисе компании «Метрополис», имеющей сеть из почти 40 супермаркетов в Курганской и Челябинской областях, инициативу сенатора оценили однозначно отрицательно, отметив с удивлением: «Разве люди по воскресеньям есть не хотят?». Гендиректор «Метрополиса Олег Сырых заметил: мы не торгуем ночью, но мы против предложения закрывать супермаркеты на выходные.

Кто проиграет и кто выиграет

Михаил Перегудов, основатель «Партия еды» (Москва), убежден, что в первую очередь пострадает крупный бизнес – именно на выходные дни приходится больший объем продаж и покупательского трафика – 35–40 % от общего потока. Не исключено, что в текущей ситуации возникнут «клоны» гипермаркетов, номинально относящиеся к форматам магазина у дома или супермаркета. В случае запрета в выигрышной ситуации будут другие формы бизнеса – рестораны и сервисы по доставке продуктов. На мой взгляд, данная инициатива приводит к ограничению конкуренции, которая диктуется не здоровыми законами рынка, а рычагами бюрократической машины».

Но не видит пользы в предлагаемых новациях и малый бизнес. Андрей Шавнев, руководитель отдела маркетинга и рекламы в магазине фермерских продуктов «Калина-Малина» (Кемерово) пояснил: «Мы не конкурируем с крупными магазинами. Такое ограничение ударит даже не по гипермаркетам, а по конечным производителям, ведь если сеть не работает два дня или ночью, то будет продаваться меньше продукта там, а учитывая кабальные условия работы производителя с сетью, он встанет в еще более неудачное положение. Хотя с другой стороны, возможно, это ограничение заставило бы производителей объединяться и открывать свои фирменные или смешанно-фирменные магазины. Но это уже совсем другой бизнес, не факт что они смогут в нем добиться успеха».

Спорят чиновники и депутаты

Чиновники разного уровня в регионах разошлись во мнениях. Противников поправок больше. Этот законопроект, безусловно, нарушает права предпринимателей, заявил Алексей Москаленко, бизнес-омбудсмен по Иркутской области. Он убежден, что вместо того, чтобы запрещать крупным сетям работать по ночам и в воскресенье, надо отрегулировать условия работы малого и среднего бизнеса в этой сфере. Утвердить в генпланах городов, к примеру, схемы размещения нестационарных торговых объектов. Ведь многие муниципалитеты эти документы годами рассматривают. В итоге рынки и ярмарки организуют на случайных неподготовленных площадках, часто неудобных. Иногда и незаконно. Массово снесли киоски и ларьки мелкой торговли, на их месте выросли гипермаркеты. А теперь такими странными точечными мерами законодатели пытаются исправить ситуацию.

Новые поправки Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, понимает как реакцию на сложности конкуренции мелкоформатных торговых сетей с федеральными игроками. «Но я не уверена, что благодаря запретительным мерам начнется расцвет малоформатной торговли, говорит эксперт. « Понимаю, что запрещать гораздо легче, чем создавать комплекс мер, помогающий товаропроизводителям заходить в любые торговые сети. Да, в Европе есть практика по ограничению торговли в ночные часы и выходные дни, только там соблюдается зонирование на рынке ритейла: гипермаркеты и супермаркеты располагаются на окраине, то время как малоформатные торговые сети – по всему городу. У нас подобного даже близко нет.

А бизнес-омбудсмен Зауралья Игорь Клепинин считает, что «ограничения для крупных магазинов нужны», потому что «сети вытесняют с рынка микробизнес в торговле и мелким предпринимателям нужна помощь. Малый бизнес начинает сворачиваться. Мы с моими коллегами, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах УрФО, сейчас занимаемся этим вопросом, изучаем ситуацию».

То, что крупные сети подавляют конкурентов, считает назревшей проблемой и заместитель председателя Курганской областной думы, председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев. – Сети за счет оборота могут снижать цены на ряд товаров, держать ряд позиций на уровне нулевой рентабельности, а это ставит маленькие магазины на грань ликвидации. В Курганской области это так. Вопрос ограничений - тонкий. Его надо решать, но вдумчиво, не с маху. Может быть, исходить из объема торговых площадей. Например, режим работы магазинов площадью до 200 квадратных метров не ограничивать. В целом же проблему надо решать».

Но категорически против запрета на торговлю по воскресеньям и ночью руководитель УФАС по Курганской области Ирина Гагарина, «это ведь вмешательство в хозяйственную деятельность, законом это запрещено».

Зато есть сторонники ограничений в бизнес-сообществе. Например, зампредседателя совета Челябинского РО «Опоры России» Николай Дейнеко еще несколько лет назад высказывал сходную с авторами инициативы позицию – необходимо ограничивать монополию крупных сетевых гипермаркетов. «Если у нас исчезнет малая розничная торговля, то мы получим монополию на торговый рынок, и тогда нам буду диктовать те цены, которые захочет установить монополист. Сейчас малый бизнес создает хоть какую-то конкуренцию на рынке, считает он.

Конкуренция во имя потребителя

Эксперты чаще всего отмечают, что в числе главных объектов новаций снова не оказалось потребителя. Заместитель сити-менеджера Кургана, директор департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Павел Комогоров, считает, что именно покупатели и пострадают в первую очередь. «Малый бизнес не способен обеспечить такой же ассортимент товаров, как сетевые магазины, да и цены в них ниже. Те, кто закупают продукты раз в неделю в таких гипермаркетах, как, например, «РИО» в Кургане, а таких тысячи, будут лишены такой возможности».

Вице-спикер заксобрания Челябинской области Константин Захаров выразился резко, заметив: «Любые инициативы связанные с запретами – это инициативы людей с недалеким умом. Запретить – это проще всего». Люди вправе сами выбирать, где покупать товары. Чем больше разных форматов, тем лучше, прежде всего, для потребителей. А малому бизнесу, который хочет торговать в шаговой доступности, нужно в России поступать так же, как в Европе. Продавать те товары и услуги, которые не могут предложить сетевики. К примеру, фермерские продукты, или хлебобулочные изделия, багеты, за которыми во Франции выстраиваются очереди. Предлагать продукты, лучшие по качеству. «Нужно заниматься конкуренцией во имя потребителя, а не запретами», – подчеркнул депутат.

«Сегодня такие инициативы могут ударить по тем, кто инвестирует и развивает торговые сети, отметил уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, кроме того, многие люди уже привыкли покупать в гипермаркетах. Они привыкли подъезжать к любому крупному торговому комплексу и закупать товары там, цены там ниже и и люди с небольшим достатком это чувствуют. Сказать «покупайте только в рабочее время и в рабочие дни», не совсем правильно».

Анастасия Чешкова, маркетолог, в прошлые годы руководитель маркетинговых подразделений сетевых продовольственных магазинов «Холидей» и «Бахетле» (Новосибирск) также убеждена, что в первую очередь от таких новаций пострадает потребитель, его лишают выбора, принуждая обращаться в точки скудного ассортимента и повышенной наценки, которые не попали бы в поле зрения покупателя в нормальной ситуации. Не говоря о том, что мелкие магазины по своей технологичности все равно не сопоставимы с сетевым ритейлом – от контроля «просрока» и условий хранения до обеспечения безопасности покупателя. «Кроме гипермаркетов вынуждены будут сократить часы работы и их спутники – мелкие арендаторы, круглосуточные аптеки – тот самый мелкий бизнес, ради которого, собственно, вроде бы как и стараются сенаторы», отметила Чешкова.

Но некоторые эксперты считают, что негативные прогнозы преждевременны. Вадим Прусаков, совладелец ресторанов «Славянский базар» и «Река 827» (Томск), заметил, что сложно предсказать эффект от ограничения торговли для ретейла. «Да, пока все воспринимается негативно, но вспомните запрет на курение в общепите. Поначалу, всех это возмущало, но теперь мало кто способен представить, что в его заведении будет табачный дым. Вполне возможно, похожий эффект будет и для потребителя. Он, скажем, будет понимать, что и когда работает и где ему следует приобретать продукты. Если потребитель не пострадает, то все будет хорошо».

А владелец сети супермаркетов «Семья» Олег Чиркунов (Пермь) на своей страничке в Facebook поставил вопрос в совершенно другом ракурсе: «Почему вопрос о режиме работы магазинов должен регулироваться на федеральном уровне? У регионов и муниципалитетов даже на это нет права, они хуже знают потребности своих жителей? Мы точно федерация?»+

И это также вопрос, на который должны отреагировать законодатели в Госдуме и Совете Федерации.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.