Грузы потяжелели в цене

Бизнес обвинил курганский аэропорт в завышении тарифа на хранение посылок и сговор с Utair

УФАС России по Курганской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении аэропорта регионального центра. Жалобы направили местные предприниматели, они сообщили, что организация установила монопольно высокие цены на хранение грузов. Также аэропорт заподозрили в согласовании действий с авиакомпанией Utair. Руководство АО «Аэропорт Курган» считает антимонопольное дело следствием «обычного» разбирательства между клиентами и поставщиком услуг.

Управление ФАС России по Курганской области завело дело о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении АО «Аэропорт Курган». На организацию пожаловались представители грузовых компаний, оказывающих услуги экспресс-доставки. Заявления написали несколько индивидуальных предпринимателей, а также ООО «Альянс-авто» и ООО «Курьер сервис экспресс Курган». Они сообщили, что аэропорт установил монопольно высокие цены на услуги по хранению грузов. Также аэровокзал подозревают в «осуществлении согласованных действий, которые приводят к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок и наценок» с авиакомпанией Utair. Представители бизнеса заявляют, что только этот перевозчик занимается экспресс-доставкой по воздуху грузов в Курган. Дело будет рассмотрено комиссией 28 июля.

Заявители указывают на то, что аэропорт выдает грузы в нерабочее время. Правила Utair предусматривают бесплатное хранение грузов в течение 24 часов с момента прибытия. Транспортные компании не успевают забирать посылки и несут дополнительные расходы. «Эти обстоятельства вынуждают предпринимателей оплачивать хранение грузов свыше суток из расчета 500 руб. за одно место хранения. По мнению заявителей, установление АО “Аэропорт Курган” фиксированной суммы в размере 500 руб. за одно место хранения прибывшего в аэропорт груза является монопольно высокой ценой, а соглашение между администрацией аэропорта и авиакомпанией антиконкурентным»,— сообщили в пресс-службе курганского УФАС.

Антимонопольное ведомство в ходе проверки установило, что аэропорт Кургана, действительно, выдает грузы ночью и ранним утром. В будни доставщики могут забрать посылки с 0:00 до 9:30 или с 21:00 до 24:00, в выходные — с 0:00 до 7:00 и с 21:00 до 24:00. Это создает «определенные трудности» для предпринимателей, считают в курганском УФАС. Если грузополучатель придет за своим отправлением в нерабочее для склада время, он должен заплатить 500 руб. за каждую посылку, хранившуюся дольше суток, вне зависимости от веса и габаритов груза. До 6 декабря 2019 года стоимость этой услуги составляла 100 руб. за место в сутки. Документальных подтверждений экономической обоснованности повышения тарифа аэропорт не представил. Как выяснили специалисты антимонопольного ведомства в других аэропортах, например, в Тюмени, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, стоимость хранения грузов рассчитывается исходя из веса посылки. Такую методику ценообразования в УФАС считают более гибкой и оправданной в условиях естественной монополии аэропортов.

В аэропорту Кургана на запрос антимонопольной службы ответили, что с ноября 2019 года в грузовом складе идет ремонт, поэтому посылки хранят и выдают в багажном отделении. Площадь помещения не позволяет оставлять их дольше 24 часов. Тариф на хранение груза свыше суток был повышен в пять раз «в связи с необходимостью привлечения дополнительного персонала и транспортных средств».

Исполнительный директор АО «Аэропорт Кургана» Дмитрий Коваленко в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что дело о нарушении антимонопольного регулирования связано с «обычным» коммерческим спором между контрагентами. «Я понимаю, что, может быть, для вас это информационный повод. На самом деле, это обычные споры по поводу стоимости между клиентами и организацией, которая оказывает услуги. Не более того»,— сказал господин Коваленко. Он порекомендовал написать официальный запрос для получения подробного разъяснения позиции аэропорта. На момент сдачи материала ответ в редакцию издания не поступил.

АО «Аэропорт Кургана» на 62,4% принадлежит холдингу «Аэрофьюлз групп», 18,5% доли в уставном капитале владеет ООО «Аэропроект сервис», 17,3% находятся в собственности ООО «Энерготек». Согласно информации в базе данных «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году аэропорт получил чистую прибыль в размере 16,6 млн руб. На 2020–2022 годы была запланирована масштабная реконструкция аэровокзального комплекса. Ранее в «Аэрофьюлз групп» заявляли, что этим летом будет в три раза расширен зал вылета пассажиров. Стоимость работ должна была составить около 35 млн. руб. В 2021–2022 годах холдинг собирался вложить от 90 до 110 млн руб. во вторую очередь модернизации помещения аэропорта и обновление аэродромной техники.