Решение по делу № 128 в отношении Админитсрации Половинского района

Номер дела: 128
Дата публикации: 22 августа 2014, 08:26

Резолютивная часть решения оглашена "19" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 128 по признакам нарушения Администрацией Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000597) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 39 от 27.02.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Половинского раойна.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 151 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 128 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Половинского района
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
Подпунктом 11 вышеуказанного административного регламента предусмотрен перечень документов, которые заявитель подает в Администрацию района для предоставления муниципальной услуги «прием и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
В данный перечень входят следующие документы:
документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя: для физического лица - нотариально заверенная доверенность, для юридического лица - доверенность, заверенная печатью юридического лица;
заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения (приложение №2 настоящего Административного регламента);
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  подготовленный    и    оформленный    в   установленном    порядке    проект перепланировки переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
технический паспорт жилого помещения (квартиры);
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих квартиру по договору социального найма. Если заявитель является собственником жилья, а члены семьи не являются собственниками, их согласие не требуется;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории культуры о допустимости    проведения    переустройства    или    перепланировки    жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом, не смотря на наличие в подпункте 27 административного регламента возможности получения необходимых документов путем межведомственного взаимодействия, из подпункта 14 регламента следует, что непредставление заявителем полного пакета документов предусмотренных пунктом 2.6 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом частью 2.1. вышеуказанной статьи предусмотрено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 21.1 вышеуказанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденный постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 содержит требование о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Половинского района  от 24.01.2013 года № 51 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Половинского района от 15.08.2014 года № 479  в постановление  от 24.01.2013 года № 51 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании и (или) перепланировки жилого помещения» внесены изменения, которые свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало угрозу общественным отношениям в виде возможности ограничения конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51, требования о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.
2. Дело № 128 в отношении Администрации Половинского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10133 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 128 в отношении Админитсрации Половинского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10133 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408674441 [changed] => 1408674441 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408674441 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "19" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 128 по признакам нарушения Администрацией Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000597) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 39 от 27.02.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Половинского раойна.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 151 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 128 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Половинского района
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
Подпунктом 11 вышеуказанного административного регламента предусмотрен перечень документов, которые заявитель подает в Администрацию района для предоставления муниципальной услуги «прием и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
В данный перечень входят следующие документы:
документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя: для физического лица - нотариально заверенная доверенность, для юридического лица - доверенность, заверенная печатью юридического лица;
заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения (приложение №2 настоящего Административного регламента);
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  подготовленный    и    оформленный    в   установленном    порядке    проект перепланировки переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
технический паспорт жилого помещения (квартиры);
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих квартиру по договору социального найма. Если заявитель является собственником жилья, а члены семьи не являются собственниками, их согласие не требуется;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории культуры о допустимости    проведения    переустройства    или    перепланировки    жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом, не смотря на наличие в подпункте 27 административного регламента возможности получения необходимых документов путем межведомственного взаимодействия, из подпункта 14 регламента следует, что непредставление заявителем полного пакета документов предусмотренных пунктом 2.6 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом частью 2.1. вышеуказанной статьи предусмотрено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 21.1 вышеуказанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденный постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 содержит требование о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Половинского района  от 24.01.2013 года № 51 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Половинского района от 15.08.2014 года № 479  в постановление  от 24.01.2013 года № 51 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании и (или) перепланировки жилого помещения» внесены изменения, которые свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало угрозу общественным отношениям в виде возможности ограничения конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51, требования о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.
2. Дело № 128 в отношении Администрации Половинского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена "19" августа 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 128 по признакам нарушения Администрацией Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000597) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 39 от 27.02.2014 года проведена выездная плановая проверка в отношении Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579).
В ходе проведения проверки проанализированы административные регламенты предоставления муниципальных услуг Администрацией Половинского раойна.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 151 от 30.06.2014 года возбуждено дело № 128 о нарушении антимонопольного законодательства  Администрацией Половинского района
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения».
Подпунктом 11 вышеуказанного административного регламента предусмотрен перечень документов, которые заявитель подает в Администрацию района для предоставления муниципальной услуги «прием и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
В данный перечень входят следующие документы:
документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя: для физического лица - нотариально заверенная доверенность, для юридического лица - доверенность, заверенная печатью юридического лица;
заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения (приложение №2 настоящего Административного регламента);
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  подготовленный    и    оформленный    в   установленном    порядке    проект перепланировки переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
технический паспорт жилого помещения (квартиры);
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих квартиру по договору социального найма. Если заявитель является собственником жилья, а члены семьи не являются собственниками, их согласие не требуется;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории культуры о допустимости    проведения    переустройства    или    перепланировки    жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом, не смотря на наличие в подпункте 27 административного регламента возможности получения необходимых документов путем межведомственного взаимодействия, из подпункта 14 регламента следует, что непредставление заявителем полного пакета документов предусмотренных пунктом 2.6 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом частью 2.1. вышеуказанной статьи предусмотрено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 21.1 вышеуказанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденный постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51 содержит требование о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя  представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, постановление Администрации Половинского района  от 24.01.2013 года № 51 должно быть приведено в соответствие с требованиям федерального законодательства.
Поскольку муниципальная услуга  предоставляется в том числе и хозяйствующим субъектам, незаконные требования, закрепленные в административном регламенте могут препятствовать получению данной услуги, а следовательно, могут повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции.
Постановлением Администрации Половинского района от 15.08.2014 года № 479  в постановление  от 24.01.2013 года № 51 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании и (или) перепланировки жилого помещения» внесены изменения, которые свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Но внесение изменений в вышеуказанный административный регламент не исключает сам факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.  При этом из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Несмотря на отсутствие фактов незаконных отказов  в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, административный регламент с момента его принятия и до устранения нарушений, содержал в себе нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало угрозу общественным отношениям в виде возможности ограничения конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации Половинского района (641781, Курганская область, с. Половинское, ул. Победы, 16, ИНН 4517000579) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов и согласований переустройства (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным постановлением Администрации Половинского района от 24.01.2013 года № 51, требования о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.
2. Дело № 128 в отношении Администрации Половинского района прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 128 [format] => [safe_value] => 128 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  в пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курганской области и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-22 02:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-22 02:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408674441 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )