05-02/188-14 решение по жалобе ООО «Сток» на действия ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 05-02/188-14
Дата публикации: 26 ноября 2014, 11:12

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Сток»  на положения аукционной документации заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности, номер извещения 0343200023014000137.

В жалобе заявитель указал, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а именно:

- наличие копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).

- вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

Считает, что заказчик незаконно требует от участника закупки вступление в договорные отношения с субподрядчиком до заключения государственного контракта. Кроме того, специализированная подготовка водителей и грузчиков законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Просит признать вышеуказанные требования к участникам закупки необоснованными.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Считает доводы заявителя необоснованными.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 07.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343200023014000137 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 178 723, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России  установила, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» заказчикам установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. До момента заключения государственного контракта победитель должен представить копию действующей лицензии на право деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-V класс, в случае ее наличия.
  2.  В случае отсутствия указанной лицензии, победитель, до момента заключения государственного контракта, обязан представить копию, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
  3. Вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом Исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1. № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1 ст. 4 № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 № 89-ФЗ).

Статьей 12 № 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - № 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 № 89-ФЗ).

Следует отметить, что № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - № 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями № 89-ФЗ.

Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном). 

Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим  деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 № 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Приказом от 18.12.2002 г. № 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции,  подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9  Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Комиссия Курганского УФАС России,    

                                                

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Сток» необоснованной.
stdClass Object ( [vid] => 10423 [uid] => 5 [title] => 05-02/188-14 решение по жалобе ООО «Сток» на действия ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10423 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416982608 [changed] => 1416982608 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416982608 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Сток»  на положения аукционной документации заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности, номер извещения 0343200023014000137.

В жалобе заявитель указал, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а именно:

- наличие копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).

- вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

Считает, что заказчик незаконно требует от участника закупки вступление в договорные отношения с субподрядчиком до заключения государственного контракта. Кроме того, специализированная подготовка водителей и грузчиков законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Просит признать вышеуказанные требования к участникам закупки необоснованными.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Считает доводы заявителя необоснованными.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 07.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343200023014000137 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 178 723, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России  установила, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» заказчикам установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. До момента заключения государственного контракта победитель должен представить копию действующей лицензии на право деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-V класс, в случае ее наличия.
  2.  В случае отсутствия указанной лицензии, победитель, до момента заключения государственного контракта, обязан представить копию, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
  3. Вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом Исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1. № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1 ст. 4 № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 № 89-ФЗ).

Статьей 12 № 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - № 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 № 89-ФЗ).

Следует отметить, что № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - № 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями № 89-ФЗ.

Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном). 

Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим  деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 № 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Приказом от 18.12.2002 г. № 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции,  подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9  Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Комиссия Курганского УФАС России,    

                                                

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Сток» необоснованной.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Сток»  на положения аукционной документации заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности, номер извещения 0343200023014000137.

В жалобе заявитель указал, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а именно:

- наличие копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).

- вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

Считает, что заказчик незаконно требует от участника закупки вступление в договорные отношения с субподрядчиком до заключения государственного контракта. Кроме того, специализированная подготовка водителей и грузчиков законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Просит признать вышеуказанные требования к участникам закупки необоснованными.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Считает доводы заявителя необоснованными.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 07.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343200023014000137 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 178 723, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России  установила, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» заказчикам установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. До момента заключения государственного контракта победитель должен представить копию действующей лицензии на право деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-V класс, в случае ее наличия.
  2.  В случае отсутствия указанной лицензии, победитель, до момента заключения государственного контракта, обязан представить копию, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
  3. Вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом Исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1. № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1 ст. 4 № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 № 89-ФЗ).

Статьей 12 № 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - № 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 № 89-ФЗ).

Следует отметить, что № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - № 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями № 89-ФЗ.

Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном). 

Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим  деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 № 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Приказом от 18.12.2002 г. № 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции,  подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9  Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Комиссия Курганского УФАС России,    

                                                

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Сток» необоснованной.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 025-02/188-14 [format] => [safe_value] => 025-02/188-14 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-02/188-14 [format] => [safe_value] => 05-02/188-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Сток» (вх. № 7393 от 14.11.2014 г.) на положения аукционной документации заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности, номер извещения 0343200023014000137.

В жалобе заявитель указал, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а именно:

- наличие копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).

- вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

Считает, что заказчик незаконно требует от участника закупки вступление в договорные отношения с субподрядчиком до заключения государственного контракта. Кроме того, специализированная подготовка водителей и грузчиков законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Просит признать вышеуказанные требования к участникам закупки необоснованными.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Считает доводы заявителя необоснованными.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 07.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343200023014000137 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 178 723, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России  установила, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» заказчикам установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. До момента заключения государственного контракта победитель должен представить копию действующей лицензии на право деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-V класс, в случае ее наличия.
  2.  В случае отсутствия указанной лицензии, победитель, до момента заключения государственного контракта, обязан представить копию, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
  3. Вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом Исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1. № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1 ст. 4 № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 № 89-ФЗ).

Статьей 12 № 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - № 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 № 89-ФЗ).

Следует отметить, что № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - № 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями № 89-ФЗ.

Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном). 

Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим  деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 № 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Приказом от 18.12.2002 г. № 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции,  подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9  Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Комиссия Курганского УФАС России,    

                                                

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Сток» необоснованной.
[format] => full_html [safe_value] =>

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Сток» (вх. № 7393 от 14.11.2014 г.) на положения аукционной документации заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности, номер извещения 0343200023014000137.

В жалобе заявитель указал, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а именно:

- наличие копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).

- вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

Считает, что заказчик незаконно требует от участника закупки вступление в договорные отношения с субподрядчиком до заключения государственного контракта. Кроме того, специализированная подготовка водителей и грузчиков законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Просит признать вышеуказанные требования к участникам закупки необоснованными.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Считает доводы заявителя необоснованными.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 07.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343200023014000137 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 178 723, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России  установила, что в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» заказчикам установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. До момента заключения государственного контракта победитель должен представить копию действующей лицензии на право деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-V класс, в случае ее наличия.
  2.  В случае отсутствия указанной лицензии, победитель, до момента заключения государственного контракта, обязан представить копию, действующего на весь срок действия государственного контракта, заключаемого с Заказчиком, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
  3. Вывоз и погрузка отходов должна производиться специализированным транспортом Исполнителя и персоналом, прошедшим специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1. № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ч. 1 ст. 4 № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 № 89-ФЗ).

Статьей 12 № 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - № 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 № 89-ФЗ).

Следует отметить, что № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - № 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями № 89-ФЗ.

Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном). 

Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим  деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию  предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 № 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Приказом от 18.12.2002 г. № 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II «Техническая часть документации об электронном аукционе» ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции,  подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9  Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Комиссия Курганского УФАС России,    

                                                

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Сток» необоснованной.
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за исключением размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-26 06:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-24 06:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416982608 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курганское УФАС России )