Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области

Сфера деятельности: Финансовая сфера

 

Курганским УФАС России, в целях изучения конкурентной среды и в рамках рассмотрения заявления гражданина, приобретающего услуги ОСАГО на территории Курганской области, выполнен анализ рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области.

Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка страховых услуг, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном рынке, за период: 2009 год, 2010 год и 2011 год.

Обязательное страхование автогражданской ответственности регламентируется Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии со ст.1 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

Потребителями услуг ОСАГО являются страхователи — владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.

Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности являются страховщики - страховые организации, которые вправе осуществлять данные услуги в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Основным принципом обязательного страхования является недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст.3 Федерального закона №40-ФЗ).

Таким образом, исходя из целей исследования, и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ( код 66.03.3.), продуктовые границы рынка страховых услуг — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО).

Географические границы рынка страховых услуг определяют территорию Российской Федерации или ее части, на которой страховая организация предоставляет либо имеет возможность предоставлять страховую услугу потребителям (пн 2.2. Порядка).

Страховые организации, которые вправе оказывать услуги ОСАГО, должны иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат (ст.21 Федерального закона №40-ФЗ). Однако, деятельность страховой организации по заключению договоров ОСАГО в каждом субъекте Российской Федерации не является обязательным условием. Страховые организации которые вправе оказывать услуги ОСАГО, имеют возможность оказывать данные услуги в любом населенном пункте Российской Федерации. На основании имеющихся данных, был проведен анализ объемов продаж услуг ОСАГО и сделаны следующие выводы:

1. общая доля суммы страховых премий 5 крупных хозяйствующих субъектов по договорам с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область в общей сумме их страховых премий по Курганской области, составила по годам: 2009-92,8%; 2010-89,69%; 2011-94,17%, средняя за 3 года-92,22%; то есть основными клиентами страховых организаций и филиалов страховых организаций, действующих на территории Курганской области являются юридические и физические лица, территорией преимущественного использования транспортных средств которых является Курганская область;

2. общая доля суммы страховых премий 5 крупных хозяйствующих субъектов по договорам заключенным на территории Курганской области с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область, в общей сумме их страховых премий по договорам с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область, составила по годам 2009-95,55%, 2010-93,23%, 2011-92,90%, то есть основными продавцами услуги ОСАГО для юридических и физических лиц с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область являются страховые организации и филиалы страховых организаций, осуществляющие свою деятельность в границах Курганской области.

Путем установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), в соответствии с пунктом IV порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, а также на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги, в соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), географические границы для целей данного анализа определены как административно-территориальные границы Курганской области.

В ходе анализа, по данным Федеральной службы финансовых рынков, установлено, что на территории Курганской области осуществляли деятельность следующие филиалы страховых организаций:

 

Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2009 г.

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

Страховые организации

1

2366

Х1

2

248

Х2

3

3211

Х3

4

2243

Х4

Филиалы

1

2239

Х5

2

518

Х6

3

621

Х7

4

263

Х8

5

158

Х9

6

928

Х10

7

1427

Х11

8

88

Х12

9

1826

Х13

10

290

Х14

11

1517

Х15

12

2

Х16

13

1208

Х17

14

1307

Х18

15

2992

 

Х19
 

16

1306

Х20

17

983

Х21

 

 

Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2010 г.

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

Страховые организации

1

1168

Х1

2

248

Х2

3

3211

Х3

4

2243

Х4

Филиалы

1

2239

Х5

2

518

Х6

3

621

Х7

4

263

Х3

5

928

Х4

6

88

Х5

7

1826

Х6

8

1826

Х7

9

977

Х8

10

290

Х9

11

1517

Х10

12

1208

Х11

13

1208

Х12

14

1307

Х13

15

2992

 

Х14
 

16

983

Х15

17

1914

Х16

 

 

 

Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2011 г.

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

Страховые организации

1

248

Х1

2

3211

Х2

3

2243

Х3

Филиалы

1

2239

Х4

2

290

Х5

3

518

Х6

4

621

Х7

5

263

Х8

6

928

Х9

7

88

Х10

8

1826

Х11

9

3028

Х12

10

3028

Х13

11

977

Х14

12

1208

Х15

13

1307

Х16

14

461

Х17

 

 

В таблицах представлены доли страховых организаций на территории Курганской области, за период 2009-2011 года.

 

 

Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2009 год

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

 

Доля рынка, %

Страховые организации

 

 

1

2366

Х1

 

55,43

2

248

Х2

 

0,11

3

3211

Х3

 

1,27

4

2243

Х4

 

5,05

Итого по страховым организациям

 

61,86

Филиалы

 

 

 

1

2239

Х5

 

3,09

2

518

Х6

 

0,02

3

621

Х7

 

5,55

4

263

Х8

 

0,26

5

158

Х9

 

0,00

6

928

Х10

 

12,86

7

1427

Х11

 

0,06

8

88

Х12

 

0,00

9

1826

Х13

 

0,00

10

290

Х14

 

0,00

11

1517

Х15

 

1,74

12

2

Х16

 

0,00

13

1208

Х17

 

3,03

14

1307

Х18

 

0,62

15

2992

 

Х19
 

 

2,66

16

1306

Х20

 

6,23

17

983

Х21

 

2,03

Итого по филиалам

 

38,14

ИТОГО СО + филиалы

 

100

 

 

 

 

 

Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2010 год

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

 

Доля рынка, %

Страховые организации

 

1

1168

Х1

 

0,00

2

248

Х2

 

0,08

3

3211

Х3

 

1,50

4

2243

Х4

 

4,98

Итого по страховым организациям

 

6,56

Филиалы

1

2239

Х5

 

2,07

2

518

Х6

 

0,02

3

621

Х7

 

11,07

4

263

Х8

 

0,12

5

928

Х9

 

12,33

6

88

Х10

 

0,00

7

1826

Х11

 

0,00

8

1826

Х12

 

0,01

9

977

Х13

 

56,14

10

290

Х14

 

0,84

11

1517

Х15

 

3,78

12

1208

Х16

 

2,65

13

1208

Х17

 

0,02

14

1307

Х18

 

1,11

15

2992

 

Х19
 

 

2,89

16

983

Х20

 

0,05

17

1914

Х21

 

0,37

Итого по филиалам

 

93,44

ИТОГО СО + филиалы

 

100

 

 

 

Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2011 год

№ п/п

Рег. №

Наименование страховой организации (филиала)

 

Доля рынка, %

Страховые организации

 

1

248

Х1

 

0,07

2

3211

Х2

 

2,16

3

2243

Х3

 

4,68

Итого по страховым организациям

 

6,92

Филиалы

1

2239

Х4

 

1,79

2

290

Х5

 

0,89

3

518

Х6

 

0,03

4

621

Х7

 

11,70

5

263

Х8

 

0,17

6

928

Х9

 

18,03

7

88

Х10

 

0,00

8

1826

Х11

 

0,00

9

3028

Х12

 

0,00

10

3028

Х13

 

0,00

11

977

Х14

 

52,69

12

1208

Х15

 

1,31

13

1307

Х16

 

3,71

14

461

Х17

 

2,75

Итого по филиалам

 

93,08

ИТОГО СО + филиалы

 

100

 

В соответствии с произведенными расчетами сделаны следующие выводы:

1) на рынке услуг ОСАГО на территории Курганской области, в соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), в 2009 - 2011 годах, в Курганской области один хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение..

2) доли других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ОСАГО на территории Курганской области, незначительны и подвержены малозначительным изменениям;

Установлено, что рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области является высококонцентрированным, конкуренция не развита.

На рассматриваемом рынке страхования существуют следующие барьеры.

Административные ограничения — получение разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, которое выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.

Для получения лицензии страховщик, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 №40-ФЗ должен исполнить ряд требований:

1.Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.

2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

4.Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.

Экономические ограничения: резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат «резерв гарантий» и «резерв текущих компенсационных выплат» предусмотренных пунктом 1 и 2 статьи 18 Федерального закона об ОСАГО.

Наличие на рынке эффекта масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.

Страховые организации, интегрированные в горизонтальные структуры, пользующиеся всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам.

Наличие таких горизонтальных интеграций в Курганской области затрудняют вход на рынок услуг ОСАГО новым организациям.

Барьеры входа на рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области являются труднопреодолимыми.

 

Итоговая оценка состояния конкуренции на рынке страховых услуг

Один хозяйствующий субъект в Курганской области имеет признаки доминирующего положения на рынке по оказанию услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области.

Исходя из вышесказанного, следует вывод о целесообразности осуществления контроля за рыночным поведением страховой организации, занимающей доминирующее положение на рынке страховых услуг, то есть контроля за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта в Курганской области, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.