Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области
Курганским УФАС России, в целях изучения конкурентной среды и в рамках рассмотрения заявления гражданина, приобретающего услуги ОСАГО на территории Курганской области, выполнен анализ рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области.
Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка страховых услуг, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном рынке, за период: 2009 год, 2010 год и 2011 год.
Обязательное страхование автогражданской ответственности регламентируется Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В соответствии со ст.1 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.
Потребителями услуг ОСАГО являются страхователи — владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.
Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности являются страховщики - страховые организации, которые вправе осуществлять данные услуги в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Основным принципом обязательного страхования является недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст.3 Федерального закона №40-ФЗ).
Таким образом, исходя из целей исследования, и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ( код 66.03.3.), продуктовые границы рынка страховых услуг — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО).
Географические границы рынка страховых услуг определяют территорию Российской Федерации или ее части, на которой страховая организация предоставляет либо имеет возможность предоставлять страховую услугу потребителям (пн 2.2. Порядка).
Страховые организации, которые вправе оказывать услуги ОСАГО, должны иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат (ст.21 Федерального закона №40-ФЗ). Однако, деятельность страховой организации по заключению договоров ОСАГО в каждом субъекте Российской Федерации не является обязательным условием. Страховые организации которые вправе оказывать услуги ОСАГО, имеют возможность оказывать данные услуги в любом населенном пункте Российской Федерации. На основании имеющихся данных, был проведен анализ объемов продаж услуг ОСАГО и сделаны следующие выводы:
1. общая доля суммы страховых премий 5 крупных хозяйствующих субъектов по договорам с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область в общей сумме их страховых премий по Курганской области, составила по годам: 2009-92,8%; 2010-89,69%; 2011-94,17%, средняя за 3 года-92,22%; то есть основными клиентами страховых организаций и филиалов страховых организаций, действующих на территории Курганской области являются юридические и физические лица, территорией преимущественного использования транспортных средств которых является Курганская область;
2. общая доля суммы страховых премий 5 крупных хозяйствующих субъектов по договорам заключенным на территории Курганской области с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область, в общей сумме их страховых премий по договорам с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область, составила по годам 2009-95,55%, 2010-93,23%, 2011-92,90%, то есть основными продавцами услуги ОСАГО для юридических и физических лиц с территорией преимущественного использования транспортных средств - Курганская область являются страховые организации и филиалы страховых организаций, осуществляющие свою деятельность в границах Курганской области.
Путем установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), в соответствии с пунктом IV порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, а также на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги, в соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), географические границы для целей данного анализа определены как административно-территориальные границы Курганской области.
В ходе анализа, по данным Федеральной службы финансовых рынков, установлено, что на территории Курганской области осуществляли деятельность следующие филиалы страховых организаций:
Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2009 г. | ||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
Страховые организации | ||
1 | 2366 | Х1 |
2 | 248 | Х2 |
3 | 3211 | Х3 |
4 | 2243 | Х4 |
Филиалы | ||
1 | 2239 | Х5 |
2 | 518 | Х6 |
3 | 621 | Х7 |
4 | 263 | Х8 |
5 | 158 | Х9 |
6 | 928 | Х10 |
7 | 1427 | Х11 |
8 | 88 | Х12 |
9 | 1826 | Х13 |
10 | 290 | Х14 |
11 | 1517 | Х15 |
12 | 2 | Х16 |
13 | 1208 | Х17 |
14 | 1307 | Х18 |
15 | 2992 |
Х19 |
16 | 1306 | Х20 |
17 | 983 | Х21 |
Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2010 г. | ||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
Страховые организации | ||
1 | 1168 | Х1 |
2 | 248 | Х2 |
3 | 3211 | Х3 |
4 | 2243 | Х4 |
Филиалы | ||
1 | 2239 | Х5 |
2 | 518 | Х6 |
3 | 621 | Х7 |
4 | 263 | Х3 |
5 | 928 | Х4 |
6 | 88 | Х5 |
7 | 1826 | Х6 |
8 | 1826 | Х7 |
9 | 977 | Х8 |
10 | 290 | Х9 |
11 | 1517 | Х10 |
12 | 1208 | Х11 |
13 | 1208 | Х12 |
14 | 1307 | Х13 |
15 | 2992 |
Х14 |
16 | 983 | Х15 |
17 | 1914 | Х16 |
Информация по страховым организациям (филиалам), осуществляющим ОСАГО на территории Курганской области по состоянию на 31.12.2011 г. | ||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
Страховые организации | ||
1 | 248 | Х1 |
2 | 3211 | Х2 |
3 | 2243 | Х3 |
Филиалы | ||
1 | 2239 | Х4 |
2 | 290 | Х5 |
3 | 518 | Х6 |
4 | 621 | Х7 |
5 | 263 | Х8 |
6 | 928 | Х9 |
7 | 88 | Х10 |
8 | 1826 | Х11 |
9 | 3028 | Х12 |
10 | 3028 | Х13 |
11 | 977 | Х14 |
12 | 1208 | Х15 |
13 | 1307 | Х16 |
14 | 461 | Х17 |
В таблицах представлены доли страховых организаций на территории Курганской области, за период 2009-2011 года.
Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2009 год | ||||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
| Доля рынка, % |
Страховые организации |
|
| ||
1 | 2366 | Х1 |
| 55,43 |
2 | 248 | Х2 |
| 0,11 |
3 | 3211 | Х3 |
| 1,27 |
4 | 2243 | Х4 |
| 5,05 |
Итого по страховым организациям |
| 61,86 | ||
Филиалы |
|
|
| |
1 | 2239 | Х5 |
| 3,09 |
2 | 518 | Х6 |
| 0,02 |
3 | 621 | Х7 |
| 5,55 |
4 | 263 | Х8 |
| 0,26 |
5 | 158 | Х9 |
| 0,00 |
6 | 928 | Х10 |
| 12,86 |
7 | 1427 | Х11 |
| 0,06 |
8 | 88 | Х12 |
| 0,00 |
9 | 1826 | Х13 |
| 0,00 |
10 | 290 | Х14 |
| 0,00 |
11 | 1517 | Х15 |
| 1,74 |
12 | 2 | Х16 |
| 0,00 |
13 | 1208 | Х17 |
| 3,03 |
14 | 1307 | Х18 |
| 0,62 |
15 | 2992 |
Х19 |
| 2,66 |
16 | 1306 | Х20 |
| 6,23 |
17 | 983 | Х21 |
| 2,03 |
Итого по филиалам |
| 38,14 | ||
ИТОГО СО + филиалы |
| 100 |
Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2010 год | ||||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
| Доля рынка, % |
Страховые организации |
| |||
1 | 1168 | Х1 |
| 0,00 |
2 | 248 | Х2 |
| 0,08 |
3 | 3211 | Х3 |
| 1,50 |
4 | 2243 | Х4 |
| 4,98 |
Итого по страховым организациям |
| 6,56 | ||
Филиалы | ||||
1 | 2239 | Х5 |
| 2,07 |
2 | 518 | Х6 |
| 0,02 |
3 | 621 | Х7 |
| 11,07 |
4 | 263 | Х8 |
| 0,12 |
5 | 928 | Х9 |
| 12,33 |
6 | 88 | Х10 |
| 0,00 |
7 | 1826 | Х11 |
| 0,00 |
8 | 1826 | Х12 |
| 0,01 |
9 | 977 | Х13 |
| 56,14 |
10 | 290 | Х14 |
| 0,84 |
11 | 1517 | Х15 |
| 3,78 |
12 | 1208 | Х16 |
| 2,65 |
13 | 1208 | Х17 |
| 0,02 |
14 | 1307 | Х18 |
| 1,11 |
15 | 2992 |
Х19 |
| 2,89 |
16 | 983 | Х20 |
| 0,05 |
17 | 1914 | Х21 |
| 0,37 |
Итого по филиалам |
| 93,44 | ||
ИТОГО СО + филиалы |
| 100 |
Доли страховых организаций (филиалов), осуществляющих ОСАГО на территории Курганской области за 2011 год | ||||
№ п/п | Рег. № | Наименование страховой организации (филиала) |
| Доля рынка, % |
Страховые организации |
| |||
1 | 248 | Х1 |
| 0,07 |
2 | 3211 | Х2 |
| 2,16 |
3 | 2243 | Х3 |
| 4,68 |
Итого по страховым организациям |
| 6,92 | ||
Филиалы | ||||
1 | 2239 | Х4 |
| 1,79 |
2 | 290 | Х5 |
| 0,89 |
3 | 518 | Х6 |
| 0,03 |
4 | 621 | Х7 |
| 11,70 |
5 | 263 | Х8 |
| 0,17 |
6 | 928 | Х9 |
| 18,03 |
7 | 88 | Х10 |
| 0,00 |
8 | 1826 | Х11 |
| 0,00 |
9 | 3028 | Х12 |
| 0,00 |
10 | 3028 | Х13 |
| 0,00 |
11 | 977 | Х14 |
| 52,69 |
12 | 1208 | Х15 |
| 1,31 |
13 | 1307 | Х16 |
| 3,71 |
14 | 461 | Х17 |
| 2,75 |
Итого по филиалам |
| 93,08 | ||
ИТОГО СО + филиалы |
| 100 |
В соответствии с произведенными расчетами сделаны следующие выводы:
1) на рынке услуг ОСАГО на территории Курганской области, в соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), в 2009 - 2011 годах, в Курганской области один хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение..
2) доли других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ОСАГО на территории Курганской области, незначительны и подвержены малозначительным изменениям;
Установлено, что рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области является высококонцентрированным, конкуренция не развита.
На рассматриваемом рынке страхования существуют следующие барьеры.
Административные ограничения — получение разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, которое выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.
Для получения лицензии страховщик, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 №40-ФЗ должен исполнить ряд требований:
1.Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
4.Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.
Экономические ограничения: резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат «резерв гарантий» и «резерв текущих компенсационных выплат» предусмотренных пунктом 1 и 2 статьи 18 Федерального закона об ОСАГО.
Наличие на рынке эффекта масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.
Страховые организации, интегрированные в горизонтальные структуры, пользующиеся всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам.
Наличие таких горизонтальных интеграций в Курганской области затрудняют вход на рынок услуг ОСАГО новым организациям.
Барьеры входа на рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области являются труднопреодолимыми.
Итоговая оценка состояния конкуренции на рынке страховых услуг
Один хозяйствующий субъект в Курганской области имеет признаки доминирующего положения на рынке по оказанию услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Курганской области.
Исходя из вышесказанного, следует вывод о целесообразности осуществления контроля за рыночным поведением страховой организации, занимающей доминирующее положение на рынке страховых услуг, то есть контроля за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта в Курганской области, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.