О рассмотрении обращения по вопросу заключения контрактов на оказание медицинских услуг

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области о применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и сообщает следующее. 

В соответствии с пунктом 5 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - сотрудники), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно- курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (далее - Постановление) при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Также вышеназванным Постановлением утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила).

Пункт 2 Правил определяет порядок возмещения расходов территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором между федеральным органом исполнительной власти и учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Таким образом, в том случае, если закупка услуг по медицинскому обслуживанию сотрудников осуществляется соответствующими органами власти за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований, то данная закупка осуществляется конкурентными способами определения исполнителя в соответствии с Законом о контрактной системе.

Вместе с тем, пунктом 1 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации.

Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что застрахованные лица имеют право на выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

В случае, если сотрудники, являющиеся получателями услуг по медицинскому обслуживанию, самостоятельно осуществляют выбор соответствующего лечебно-профилактического учреждения, положения Закона о контрактной системе к указанным правоотношениям не применяются.

Дополнительно, ФАС России сообщает, что согласно части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Однако, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей, заказчик обязан осуществлять закупку иными конкурентными способами определения исполнителя в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Также, ФАС России обращает внимание, что учитывая специфику осуществления закупки на оказание медицинских услуг, представляется целесообразным устанавливать начальную цену контрактов в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств. При этом в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок заказчику целесообразно определить перечень медицинских услуг, подлежащих оказанию и установить цену единицы услуги (например, стоимость одного лабораторного исследования, стоимость одной госпитализации).