Анализ практики рассмотрения обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков по итогам 2016 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вступление в силу Закона о контрактной системе стало серьезным толчком к применению Заказчиками института обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. В 2015 году государственные и муниципальные заказчики направили в Курганское УФАС России 80 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Включение в РНП носит для участника размещения заказа тяжелый экономический характер, т.к. ограничивает права такого участника на участие в торгах для госзакупок в течении 2 лет.

Практика показала, что недобросовестных участников процедур закупок не становится меньше, а недостаточный уровень подготовки специалистов Заказчика в контрактной системе приводит к нарушению процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта и, как следствие, отказа Комиссии Курганского УФАС России во включении в РНП недобросовестного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Так из 27 обращений в результате одностороннего отказа от исполнения контракта в РНП включены только 12 исполнителей.

Нарушение Порядка одностороннего отказа от исполнения контракта допустили 4 заказчика. Так, например, неправомерно исчислен срок надлежащего уведомления поставщика по контракту ГБУ «Курганская БСМП» (решение - http://solutions.fas.gov.ru/to/kurganskoe-ufas-rossii/rnp45-30-2015). Формальное нарушение императивных требований Закона о контрактной системе привело к решению Комиссии Курганского УФАС России отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Проксима». При этом недобросовестность ООО «Проксима» доказана: фактически не исполнены условия Государственного контракта по поставке расходных материалов для ангиографии.

При этом положениями части 6 статьи 7.32 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации закреплена административная ответственности в максимальном размере для должностных лиц Заказчика за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения. Формальный состав правонарушения и наличие последствий административного правонарушения на позволяют применять положения статьи 2.9 КоАП РФ.

По вышеуказанному составу к административной ответственности в 2015 году привлечено 5 должностных лиц. Из них обжаловано в суд 4, решениями судов Постановления о привлечении к административной ответственности признаны законными.

Обращения Заказчиков в связи с нарушением процедуры подписания контракта составили 60% от всего объема обращений. При этом предписание о заключении контракта по результатам состоявшихся процедур выдано 12 заказчикам.