• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ООО «Теплосервис» выдано предупреждение о пересмотре условий договора в части определения платы за тепловую энергию в помещениях Лебяжьевской Центральной районной больницы

Сфера деятельности: Социальная сфера

ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» обратилось с жалобой на действия ООО «Теплосервис», выразившиеся в непринятии показаний узла учета тепловой энергии, начислении платы бюджетному учреждению за потребленную тепловую энергию за нежилые помещения больницы в рабочем поселке Лебяжье без учета начисления платы по действующим договорам теплоснабжения, заключенным с третьими лицами.

Курганским УФАС России при анализе документов, полученных в рамках рассмотрения заявления, установлено, что в течение 2018 года ООО «Теплосервис» оказывало услуги ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» по отоплению комплекса нежилых помещений, расположенных в поселке Лебяжье по улице Первомайская, на основании контракта по поставку тепловой энергии.

Согласно условиям контракта, Общество, выступая по договору теплоснабжающей организацией, приняло на себя обязательство поставлять  тепловую энергию, а ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ», выступая в договоре потребителем, обязалось оплатить услуги в соответствии с условиями договора.

В последующем, с января по октябрь 2019 года ООО «Теплосервис» оказывало услуги ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» по отоплению комплекса нежилых помещений в рамках внедоговорных отношений. С октября 2019 года оказание услуг по отоплению комплекса нежилых помещений больницы осуществляется на основании контракта на поставку тепловой энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении"). В соответствии со статьей 13 ФЗ "О теплоснабжении", определяющей общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии, установлено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения.

Потребитель, при заключении договора теплоснабжения, должен располагать  энергопринимающим устройством, отвечающим установленным требованиям.

Данное условие является технической предпосылкой для заключения договора теплоснабжения с такими потребителями. Для теплоснабжающих организаций, в силу статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении", заключение договора теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, является обязанностью. Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу части 5 статьи 20 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации обязаны организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. В соответствии с частью 7 статьи 19 ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении заявления ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» установлено, что между ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» и ООО «Теплосервис» в 2018 году  заключен контракт на поставку тепловой энергии, узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию, в соответствии с которым представителем теплоснабжающей организации  установлено, что узел учета соответствует действующим Правилам и нормам, техническим условиям. Узел учета принят в эксплуатацию для расчетов за потребляемое тепло.

Однако в акте ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО «Теплосервис» указало, что не могут быть использованы в составе узла учета определенные приборы (комплект термометров), ввиду несоблюдения их эксплуатационных характеристик. В акте указано, что при обследовании обнаружено, что к узлу учета помимо собственника подключено 2 объекта: Детская школа искусств, магазин «Днем и ночью», в здании ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» в отделении терапия располагается Роспотребнадзор. Подключение данных объектов отсутствует в проекте узла учета и не согласовано с ООО «Теплосервис».

ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» выразило несогласие в данными, указанными в актах, и указало, что срок службы комплекта термометров на момент составления акта  не истек, имеется свидетельство о поверке, согласно которому указанное устройство признано соответствующим установленным метрологическим требованиям и является пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений до 2021 года.

Несмотря на это, ООО «Теплосервис» уведомило ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ», что расчет платы за поставленную  тепловую энергию будет осуществляться расчетным путем (без учета показаний прибора учета тепловой энергии в соответствии с графиком, согласованным сторонами контракта на поставку тепловой энергии) до устранения выявленного нарушения.

Пытаясь урегулировать возникшую ситуацию, ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» предпринимало меры для введения узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, однако ООО «Теплосервис» узел учета не допущен к эксплуатации.  

Отметим, что в июле 2018 года на основании Постановления Администрации Лебяжьевского района и в соответствии с Законом «О теплоснабжении»  комиссия, состоящая из представителей Администрации Лебяжьевского района, провела проверку готовности к отопительному периоду ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ». По результатам проведения проверки готовности к отопительному периоду больницы комиссия установила готовность объектов к работе в отопительном периоде. По результатам проведения проверки готовности к отопительному периоду выдан паспорт готовности к отопительному периоду 2018/2019 гг.

Курганским УФАС России установлено, что ежемесячно ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» в адрес ООО «Теплосервис» направлялись сведения о фактических показаниях приборов учета. На основании которых в ООО «Теплосервис» подготавливало и выставляло счета для оплаты и акты выполненных работ.

На основании имеющихся в материалах заявления документов Курганским УФАС России установлено, что тепловычислители на основании периодической поверки признаны соответствующими установленным  метрологическим требованиям и пригодны к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В связи с этим, указанные ООО «Теплосервис» основания по недопуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии нежилых помещений больница не отсутствуют Правилам учета тепловой энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"

Антимонопольная служба пришла к выводу, что действия ООО «Теплосервис», выразившиеся в навязывании условий договора, невыгодных для ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ», в части определения платы за тепловую энергию помещений центральной районной больницы, вызванные недопуском в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, при отсутствии оснований для не допуска в эксплуатацию, и не применение показаний прибора учета тепловой энергии при расчете платы за потребленную тепловую энергию, противоречит положениям законодательства о теплоснабжении и ущемляет интересы ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ».

 ООО «Теплосервис», оказывающее услуги теплоснабжения, в том числе по организации мероприятий по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, занимает доминирующее положение с долей равной 100%. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При изложенных обстоятельствах ООО «Теплосервис» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Оценив обстоятельства и материалы заявления, Курганское УФАС России пришло к выводу, что совершение ООО «Теплосервис» действий, в части навязывания ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» невыгодных и затратных условий контракта на поставку тепловой энергии, выразившиеся в не применении показаний прибора учета тепловой энергии при расчете платы за потребленную ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» тепловую энергию, что в свою очередь привело к начислению платы за поставленную тепловую энергию без показаний исправного узла учета, противоречат  пункту 3 части 1 статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Обществу выдано предупреждение о том, что при расчете платы за услуги отпускаемой тепловой энергии в адрес ГБУ «Лебяжьевская ЦРБ» необходимо  применять показания прибора учета тепловой энергии, установленного и действующего в настоящее время в помещении больницы.

Антимонопольной службой установлен двадцатидневный срок для исполнения предупреждения с момента его получения ресурсоснабжающей организацией.