РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/01/18.1-1/2020

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – «» заместитель руководителя - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России, в отсутствие «» – руководителя Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

«» – заместитель начальника – отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

«» – государственный инспектор  - отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

в отсутствие Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Частной охранной организации «Мираж» (ИНН 4501108901, адрес (место нахождения): 640020, г. Курган, ул. Куйбышева. д.12, оф.219) (далее по тексту – ООО ЧОО «Мираж»);

в присутствии представителя Заказчика – Публичное Акционерное Общество «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, место нахождения: (640000, Курганская область, г. Курган, пр. Конституции, д.29А) – (доверенность №  от 2019 г.),

 

 

 

                                                                 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Мираж» (далее – ООО ЧОО «Мираж», Заявитель) (вх. № 7502 от 30.12.2019 г.) на действия заказчика Публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» (извещение № 31908633521 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы Курганским УФАС России установлено следующее.

18 декабря 2019 года ООО ЧОО «Мираж» была подана заявка на участие в запросе предложений, лот №2. Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 1316005 от 25 декабря 2019 года, заявка, поданная ООО ЧОО «Мираж», была признана не соответствующей требованиям технического задания. Основанием для отказа в участии запросе предложений послужило отсутствует договора страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000,00 рублей (подпункт 3 пункт 6 технического задания). К заявке ООО ЧОО «Мираж» приложило гарантийное письмо, которым общество обязалось заключить договор страхования гражданской ответственности, в случае если будет признано победителем. По мнению ООО ЧОО «Мираж» наличие договора страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий ведет к ограничению и устранению конкуренции при проведении запроса предложений. В жалобе ООО ЧОО «Мираж» просит:

  1. признать незаконным решение ПАО «КГК» о признании не соответствующий техническому заданию заявки ООО ЧОО «Мираж» на участие в запросе предложений.
  2. обязать ПАО «КГК» рассмотреть заявку ООО ЧОО «Мираж».

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

   2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Курганским УФАС России установлено, что 09.12.2019 года Публичное Акционерное Общество «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») опубликовало открытый запрос предложений в электронной форме на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» номер закупки 31908633521, размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru. Проведение данной конкурентной процедуры осуществлялось на электронной торговой площадке ООО «РТС – тендер».

Комиссия Курганского УФАС России, изучив требования закупочной документации, а также котировочную заявку Заявителя, признает жалобу ООО ЧОО «Мираж» необоснованной, в виду следующего.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений №1316005 в электронной форме 25.12.2019 года к участию в запросе котировок на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» допущены ООО ЧОО «Гранат 3» (№1) и ООО ЧОО «Мираж» (№2). 26.12.2019 года протоколом № КТЭЦ ОЗП комиссия рассмотрела заявки поданные на участие в закупке, и приняла решение о недопущении заявки ООО ЧОО «Мираж» с указанием основания не допуска (Заявка участника не соответствует Техническому заданию подпункта 3 пункта 6. Отсутствует договор страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000,00 руб.). 37/2019.

Согласно возражению ПАО «КГК» на жалобу ООО ЧОО «Мираж» пояснило следующее:

Документация по открытому запросу предложений на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» содержит требования к участникам запроса предложений.

В качестве одного из обязательных требований к участникам запроса предложений является наличие договора страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000 руб., (подпункт 3 пункт 6 раздел 3 Документации по открытому запросу предложений).

В соответствии с Протоколом заседания Закупочной комиссии по оценке заявок и выбору Победителя закупочной процедуры № ОЗП 37/2019 от 26.12.2019 ООО ЧОО «Мираж» не допущено по причине несоответствия требованиям подпункта 3 пункта 6 Технического задания - отсутствует договор страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000 руб.

Согласно п.2.2.1 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг, утвержденных протоколом заседания Совета директоров ПАО «КГК» №КГК-01/2019 от 15.01.2019 года (далее - Положение о закупках), процедурная регламентация закупок применяется в целях обеспечения целевого и эффективного расходования денежных средств Общества, а также получения экономически обоснованных затрат (рыночных цен на продукцию) и предотвращения возможных злоупотреблений.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) целями регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами (часть 1 статья 2 223-ФЗ).

В свою очередь пункт 1, статья 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости            беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статья 1 ГК РФ).

В соответствии с частью 6, пункта 2 части 6.1 статьи 3 223-ФЗ законодательство ограничивает заказчика только в части:

1)        требований описания предмета конкурентной закупки.

В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

2)        требований к участникам такой закупки.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В документации по открытому запросу предложений, в качестве одного из требований к участникам закупки указано наличие договора страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000 руб.

Пунктом 5.1.4 Положения о закупках предусмотрено, что организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.

От ООО ЧОО «Мираж» поступило предложение (исх. №78 от 17.12.2019) на участие в конкурсе. В пакете документов к предложению приложено письмо (исх.№80 от 17.12.2019 г.) на предоставление копии полиса страховой гражданской ответственности частных охранных предприятий, страховая сумма которого составляет не менее 15 000 000 руб., в случае если ООО ЧОО «Мираж» будет признано победителем.

Договор страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий ООО ЧОО «Мираж» не представило.

Письмо ООО ЧОО «Мираж» о возможности предоставления копии договора страхования частных охранных предприятий, в случае признания его победителем конкурса не является не подменяет собой действующий договор страхования.

Гражданский кодекс РФ не содержит ссылок на гарантийные письма, а также письма о намерение в будущем совершить какое-либо действие, как основания возникновения обязательств.

Поскольку заявка ООО ЧОО «Мираж» не соответствует требованиям, указанным в документации по открытому запросу предложений, то согласно подпункта b пункта 8.9.4.6 Положения о закупках ПАО «КГК» не допущение участника к конкурсу.

Заявленные требования применялись в равной степени ко всем участникам закупки - в этой части нарушений 223-ФЗ в действиях Общества не имеется, так как принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленного части 1 статьи 3 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств Комиссия УФАС России по Курганской области пришла к выводу о том, что жалоба Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Мираж» (вх. № 7502 от 30.12.2019 г.) на действия заказчика Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» (извещение № 31908633521 на сайте www.zakupki.gov.ru) является необоснованной.

Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 1 части 10 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия Курганского УФАС России,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

            1.  Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Мираж» (ИНН 4501108901, адрес (место нахождения): 640020, г. Курган, ул. Куйбышева. д.12, оф.219) на действия Публичного Акционерного Общества «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, место нахождения: (640000, Курганская область, г. Курган, пр. Конституции, д.29А) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание охранных услуг для нужд ПАО «КГК» (извещение № 31908633521) необоснованной.

  

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

                         Заместитель председателя Космиссии :  ___________  «»

 

                                                  Члены Комиссии:    ____________ «»

 

                                                                                     ___________     «»