В отношении Департамента здравоохранения Курганской области возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства по факту неисполнения предупреждения Курганского УФАС России

        Жалоба  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила от Общества с ограниченной ответственностью «Центр дезинфекции «Вита»  относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента здравоохранения Курганской области (Департамент), связанных с необоснованным отклонением заявления о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность.

По результатам анализа материалов, поступивших в антимонопольный орган, установлено, что в апреле 2019 года Общество обратилось в Департамент здравоохранения Курганской области с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по трем адресам в городе Кургане, по улице Коли Мяготина и в микрорайоне Черемухово.

В заявлении оно указало три адреса осуществления медицинской деятельности, а также перечень заявленных работ – это оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии. Заявитель в своем заявлении предоставил пакет документов, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, действующими в сфере здравоохранения, включая документы на медицинское оборудование, необходимое для выполнения заявленных работ,  заключение о соответствии санитарным правилам заявленных помещений, документы о наличии у работников соответствующего профессионального образовании, сертификатов и иные обязательные документы.

Однако Департамент здравоохранения Курганской области  уведомил ООО «Центр дезинфекции «Вита» о том, что документы, представленные организацией, не соответствуют Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации (Положение), в частности медицинские изделия, необходимые для выполнения работ, по мнению Департамента должны быть установлены (смонтированы) по предполагаемому месту осуществления деятельности. Департаментом Обществу был установлен срок для устранения выявленных нарушений, который составил тридцать дней.

Не согласившись с уведомлением Департамента, Общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением об обжаловании действий лицензирующего органа, указав, что данного требования Положение не содержит и фактически данный отказ в выдаче лицензии является необоснованным и препятствует деятельности медицинской организации.

 Изучив полученные материалы и документы, антимонопольная служба пришла к выводу, что порядок выдачи лицензии регулируется как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон), так и Положением, устанавливающим лицензионные требования к соискателям лицензии. К таким требованиям, в  числе прочих, отнесено требование о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Из норм Закона и Положения следует, что лицензионным требованием является лишь наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

  Требование о нахождении, установке (монтаже) медицинских изделий по адресу предполагаемого места осуществления лицензионной деятельности законодательство не содержит.

  Факт наличия медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, подтверждается материалами дела, в том числе оборотно-сальдовой ведомостью, в которой в частности заявлен облучатель-рецеркуляр воздуха, имеющий соответствующее регистрационное удостоверение.

Указание Департамента на то, что лицензия выдается на конкретный адрес и необходимое оборудование должно находиться по этому адресу не содержит законных оснований.

        Медицинская лицензия выдается при соблюдении всех требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок выдачи лицензий на медицинскую деятельность. Оценивая документы заявителя, можно сделать вывод о полном соответствии ООО «Центр дезинфекции «Вита» требованиям, необходимым для выдачи такой  лицензии.

Частью 1 статьи 15  Федерального закона от 26 июля 2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях Департамента здравоохранения Курганской области антимонопольный орган усмотрел  признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном отказе в оформлении лицензии на медицинскую деятельность в части несоответствия поданных документов требованиям Закона и Положения, что фактически препятствует осуществлению деятельности медицинской компании в части невозможности ее осуществления, включая ограничения по участию в государственных закупках на оказание соответствующих услуг.

         Учитывая изложенное, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, направило в Департамент здравоохранения Курганской области предупреждение о необходимости прекращения  действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

         Департаменту было предложено до середины ноября 2019 года принять меры по повторному рассмотрению документов  ООО «Центр дезинфекции «Вита», возобновлению процедуры оформления лицензии на медицинскую деятельность с учетом фактов, указанных в предупреждении.  В качестве доказательства выполнения предупреждения Курганского УФАС России необходимо было представить документы, подтверждающие  факт получения ООО «Центр дезинфекции «Вита» лицензии на медицинскую деятельность.

         Однако в установленный срок от Департамента поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения, которое удовлетворено антимонопольным органом. Однако в рамках продления исполнения предупреждения Департаментом не представлено доказательств выдачи лицензии Обществу, о чем лицензирующий орган повторно проинформирован с установлением нового срока для их представления. В январе 2020 года Департамент информировал Курганское УФАС России о направлении в адрес ООО «Центр дизенфекции «Вита» уведомления о возможности рассмотрения его обращения о выдаче лицензии, однако документов, указывающих, что такая лицензия выдана, так и не представлено несмотря на повторное продление сроков исполнения предупреждения.

         Поскольку документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения антимонопольного органа, Департаментом не представлены, лицензия в период с апреля 2019 года по настоящее время Обществом не получена, Курганским УФАС России принято решение о возбуждении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по изложенным фактам.

         Отметим, что в случае исполнения предупреждения в силу Закона о защите конкуренции, должностное лицо органа, которому оно выдано, не подлежит административной ответственности. Возбуждение производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность на должностных лиц Департамента по итогам его рассмотрения и принятия решения.

  Справочно: в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.