РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/01/18.1-4/2020

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ

 № 045/01/18.1-4/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – «» – руководитель Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

«». – государственный инспектор  - отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

«» – старший государственный инспектор – отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

в присутствии Заявителя – Общество с ограниченной ответственностью «БОДОР» (ИНН 9718083987, адрес (место нахождения): 105122, г. Москва, Щелковское шоссе, д.17, литер 1Ж) (далее по тексту – ООО «БОДОР») – Пидгурский Ян Андреевич (доверенность №1/708 от 11.03.2020 года);

в присутствии представителя Заказчика – Публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») (ИНН 4501008142, адрес (место нахождения): 640027, г. Курган, пр. Машиностроителей, д.17, литер 1Ж) – Байкалова Екатерина Ивановна (доверенность № 93 от 01.01.2020 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «БОДОР» (далее – ООО «БОДОР», Заявитель) (вх. № 1003 от 27.02.2020 г.) на действия заказчика Публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод»  (далее – ПАО «Курганмашзавод») при проведении аукциона в электронной форме с правом заключения договора на поставку горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, токарно-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, горизонтального-токарного станка с ЧПУ (многолотовая закупка, включает 3 лота) для нужд ПАО «Курганмашзавод» (извещение № 31908654258 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы Курганским УФАС России установлено следующее.

            12 декабря 2019 года ПАО «Курганмашзавод» опубликовало извещение о проведении аукциона в электронной форме с правом заключения договора на поставку горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, токарно-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, горизонтального-токарного станка с ЧПУ (многолотовая закупка, включает 3 лота) для нужд ПАО «Курганмашзавод» (извещение № 31908654258 на сайте www.zakupki.gov.ru), ПОА «Курганмашзавод» путем разъяснения ООО «БОДОР» положения документтации, ввел дополнительные требования к поставляемому оборудованию, но не внес эти итребования в саму документацию о закупке.

 Согласно требованиям предмета договора пунтка 1.2, поставщик обязан «провести пуско-наладочные работы путем изготовления тестовой детали «Балансир 33-265», «БалансирЗЗ- 82» в количестве 5 шт. каждого наименования на каждую единицу оборудования в соответствии с прилагаемым чертежом (Приложение №1 к Техническому Заданию приведенное в Приложении №4 к настоящему Договору)».

Согласно требованиям Технического Задания (Приложение №4) пунтка 10.3.1. на оборудовании будут производиться окончательные приёмо-сдаточные испытания, при этом «Указанные испытания проводить с применением аттестованных оправок, оснастки, и инструмента производителя, с последующим изготовлением деталей на оборудовании в соответствии с требованиями чертежей по геометрии, точности, шероховатости, комплектности поставки и т. д.»

Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью документации о закупке, в текущей редакции содержит чертежи тестовой детали «Балансир 33-265», «Балансир 33-82», а так же чертежи заготовок (поковок), предоставляемых заказчиком для изготовления приемочных деталей.

Согласно документа «Разъяснения положений ДоЗ № 31» от 17.01.2020 года заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», приложил в разъяснениях иные чертежи: «Балансир 33-82 после токарной обработки» и «Балансир 33-265 после токарной обработки». Цитата заказчика в ответе: «Деталь должна выходить со станка согласно прилагаемым чертежам».

Согласно документа «Разъяснения положений ДоЗ № 51» заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», приложил иные чертежи «обрабатываемые поверхности Балансир 33-82, обрабатываемые поверхности Балансир 33-265», отличные от чертежей размещенных в Приложение №1 к Техническому Заданию приведенное в Приложении №4 к настоящему Договору, указал что «Обработка паза R30 на данном оборудовании не предполагается», и приложил чертежи «Базовые поверхности заготовки Балансир 33-82, Базовые поверхности заготовки Балансир -33-265».

Согласно документа «Разъяснения положений ДоЗ № 52» от 21.02.2020 года заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», указал что «Обработка шлицев, термообработка и шлифование - не требуется».

Все эти указания, требования и дополнительные чертежи не внесены заказчиком в действующую редакцию документации о закупке и ставят участников в неравные условия. Фактически многие разъяснения положений документации вносят изменения в документацию о закупке, но при этом заключаемый победителем договор не будет содержать этих изменений.

Согласно пункту 4.3.6 документации о закупке участник процедуры вправе руководствоваться выданными разъяснениями, однако, не откорректированная документация может вызвать разночтения при оценке заявок участников.

Учитывая, что при подаче заявки участник закупки подтверждает, что безоговорочно принимает установленные в документации и извещении требования и условия участия в закупке, в том числе в отношении условий проекта договора, заключаемого по итогам закупки, ввиду отсутствия информации о том, какие технологические операции необходимо выполнить и по каким требованиям и чертежам будут осуществляться приёмо-сдаточные испытания при поставке горизонтально-токарного станка с ЧПУ (2 шт).

Исходя из вышеперечисленного ООО «БОДОР» просит Курганское УФАС России:

1.    приостановить аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, токарно-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, горизонтального-токарного станка с ЧПУ (многолотовая закупка, включает 3 лота) номер 31908654258.

2.    выдать ЭТН предписание о приостановке аукциона в электронной форме.

3.    выдать предписание Заказчику и/или Организатору закупки внести изменения в документацию о закупке с учетом всех разъяснений положений документации о закупке, в том числе внести в документацию все чертежи приложенные ранее в разъяснениях.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

          Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

          Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

          Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

  В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

   2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

   Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Курганским УФАС России установлено, что 12 декабря 2019 года ПАО «Курганмашзавод» опубликовало извещение о проведении аукциона в электронной форме с правом заключения договора на поставку горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, токарно-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, горизонтального-токарного станка с ЧПУ (многолотовая закупка, включает 3 лота) для нужд ПАО «Курганмашзавод» (извещение № 31908654258 на сайте www.zakupki.gov.ru.

Комиссия Курганского УФАС России, изучив закупочную документацию и разъяснения к документации, признает жалобу ООО «БОДОР» обоснованной, в виду следующего.

1. Согласно требованиям пункта 1.2, проекта договора поставщик обязан «провести пуско­наладочные работы путем изготовления тестовой детали «Балансир 33-265», «БалансирЗЗ-82» в количестве 5 шт. каждого наименования на каждую единицу оборудования в соответствии с прилагаемым чертежом (Приложение №1 к Техническому Заданию приведенное в Приложении №4 к настоящему Договору)».

Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью документации о закупке, в текущей редакции содержит чертежи тестовой детали «Балансир 33-265», «Балансир 33-82», а также чертежи заготовок (поковок), предоставляемых заказчиком для изготовления приемочных деталей.

В документе «Разъяснения положений ДоЗ № 31» заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», приложил в разъяснениях другие чертежи: «Балансир 33-82 после токарной обработки» и «Балансир 33-265 после токарной обработкии указал следующее: «Деталь должна выходить со станка согласно прилагаемым чертежам».

Чертеж, прилагаемомый к Приложению №1 Технического Задания, разнится с приложенным чертежом к документу «Разъяснения положений ДоЗ № 31».

В документе «Разъяснения положений ДоЗ № 51» заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», приложил чертежи «обрабатываемые поверхности Балансир -33-82, обрабатываемые /поверхности Балансир 33-265», указал что «Обработка паза R30 на данном оборудовании не предполагается», и приложил чертежи «Базовые поверхности заготовки Балансир 33-82, Базовые поверхности заготовки Балансир -33-265».

В документе «Разъяснения положений ДоЗ № 52» заказчик, отвечая на запрос ООО «БОДОР», указал что «Обработка шлицев, термообработка и шлифование - не требуется».

На основании Приложения №1 к Техническому Заданию (Приложения №1 к договору поставки) и документов, размещенных Заказчиком в разделе «Разъяснения положений документации» на сайте www.zakupki.gov.ru, Курганским УФАС России установлены разъяснения противоречивы с технической документацией, что не допускается и вводит в заблуждение участника аукциона. Комиссия Курганского УФАС России в действиях Заказчика усмотрела признаки нарушения документации о закупке, установленных пунктом 3 частью 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

 

2. В пункте 10 «Приемка оборудования» подпункта 10.3.1 Технического задания (Приложение №4), «Окончательное проведение приемо-сдаточных испытаний с проверок точностных характеристик производится на площадках заказчика в соответствии с технической документацией на оборудование и протоколом проверки, предоставленным заводом изготовителем оборудования, также ГОСТ, соответствующим данному типу оборудования. Указанные испытания проводить с применением аттестованных оправок, оснасток, и инструмента производителя, с последующим изготовлением деталей на оборудовании в соответствии с требованиями чертежей по геометрии, точности, шероховатости, комплектности поставки и т.д».

Следовательно, в данном пункте Технического задания (Приложение №4):

  1. не прописан номер ГОСТа, по которому будет производиться испытание оборудования по лоту №3. ГОСТ — Госстандарт России (Государственный стандарт) — это одна из основных категорий стандартов в Российской Федерации. Стандарт (от англ. standard — норма — образец), в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов, устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Соответствующие ГОСТы разрабатываются различными организациями, специализирующимися на определенных областях деятельности. Разработанные ГОСТы регистрирует Госстандарт России. Требования ГОСТа обязательны к соблюдению всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
  2. изготовление детали на оборудовании в соответствии с требованиями чертежей по геометрии, точности, шероховатости, комплектности поставки и т.д. Так далее (т.д.) – это часть речи лексико-грамматических классов слов, объединенные общностью значения. Следовательно, некорректно описанные условия, могут повлиять на прием оборудования, а, следовательно, и на саму закупку оборудования в целом.

С учетом вышеизложенного, по результатам оценки имеющихся доказательств Комиссией Курганского УФАС России в действиях ПАО «Курганмашзавод» установлены нарушения в пункте 10 «Приемка оборудования» подпункта 10.3.1 Технического задания (Приложение №4).

В этой связи Комиссия Курганского УФАС России в действиях Заказчика усмотрела признаки нарушения документации о закупке, установленных пунктом 3 частью 9 статьи 4, пунктом 1 частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях, установлено несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 1 части 10 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «БОДОР» (ИНН 9718083987, адрес (место нахождения): 105122, г. Москва, Щелковское шоссе, д.17, литер 1Ж) при проведении аукциона в электронной форме с правом заключения договора на поставку горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, токарно-фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ, горизонтального-токарного станка с ЧПУ (многолотовая закупка, включает 3 лота) для нужд ПАО «Курганмашзавод» (извещение № 31908654258 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Установить в действиях ПАО «Курганмашзавод» нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать ПАО «Курганмашзавод» обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Обязать должностное лицо, ответственное за составление и подписание Технического задания и его приложений, обеспечить явку, имея при себе паспорт, или его уполномоченному представителю с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном правонарушении, включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, по адресу: г. Курган, ул. М. Горького д.40 каб.216 с объяснениями по факту выявленного нарушения 17.04.2020г. в 10-00 для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В срок до 06.04.2020 г. должностному лицу представить в Курганское УФАС России следующие документы (заверенные копии надлежащим образом):

1) приказ о назначении на должность;

2) служебный контракт (трудовой договор), должностная инструкция;

3) документы, возлагающие на должностное лицо полномочия по составлению технического задания по закупкам;

4) паспортные данные (ФИО, дата и место рождения, серия номер паспорта, кем и когда подписан, место регистрации, место жительства).

 

Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган, сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.8. КоАП РФ).

Датой предоставления документов считается дата их регистрации в антимонопольном органе. 

При невозможности предоставить документы и информацию необходимо указать причину.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.