Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции оставили в силе Предупреждение, выданное антимонопольным ведомством Курганской области ПАО «Курганская генерирующая компания»

Напомним, летом прошлого года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление Индивидуального предпринимателя об отказе ПАО «КГК» в проведении расчетов за фактическое принятое количество тепловой энергии в отопительный период по индивидуальному прибору учета тепловой энергии, расположенного в нежилом помещении в г. Шадринске.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено следующее: помещение Индивидуального предпринимателя (магазин) расположенно в многоквартирном доме в г. Шадринске. Для обеспечения коммунальными ресурсами заключен договор теплоснабжения с ПАО «Курганская генерирующая компания». Согласно пункту 4.2 данного договора учет отпускаемой тепловой энергии производится по узлу учета.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с данными Правилами, и при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

Данное нежилое помещение оборудовано узлом учета тепловой энергии, о чем у потребителя имеется акт допуска в эксплуатацию от 16.10.2015 года. 

Заявитель указал, что при расчетах за потребленную тепловую энергию ПАО «КГК» применяет норматив потребления без учета показаний прибора учета. 

В соответствии с пунктом 42.1 Правил Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

ПАО «КГК» подтвердило, что 3 декабря 2009 года многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

19 июля 2013 года Узел учета №1 запрещен к эксплуатации, поскольку вышел из строя (п.75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034). Данный факт подтверждается предоставленными актами.

16 октября 2015 года введен в эксплуатацию Узел учета №2, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который 

учитывает только тепловую энергию потребленную Индивидуальным предпринимателем.

Необходимо отметить, что Узел учета №1 учитывает объем коммунального ресурса, поступившего на весь многоквартирный дом, а Узел учета №2 учитывает тепловую энергию потребленную Индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления установлено, что 10.08.2005 года Шадринским Управлением «Энергосбыт» Индивидуальному предпринимателю выданы технические условия на установку коммерческого узла учета тепловой энергии на магазин в городе Шадринске. Данные технические условия выполнены, узел введен в эксплуатацию. Показания  данного прибора учета принимались для расчета за услугу тепловой энергии до 05 декабря 2018 года включительно.

05.12.2018 года  прибор учета тепловой энергии исключен из эксплуатации, о чем в материалы дела представлен акт. Основанием для недопущения в коммерческую эксплуатацию прибора учета явилось несоблюдение требований пункта 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034  "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") – подпункт а) отсутствие результатов измерений, подпункт е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков).

Вместе с тем, согласно вышеуказанному акту, следующая дата поверки прибора учета указана 19.06.2019 года, соответствующие показания прибора учета отражены в акте. 

Таким образом, у ПАО «КГК» в силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникает обязанность по начислению платежей за потребленные энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении, определенных при помощи данного узла учета.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действия ПАО «Курганская генерирующая компания» по уклонению от исполнения договора энергоснабжения, в части проведения расчетов за фактическое принятое количество тепловой энергии в отопительный период по индивидуальному прибору учета тепловой энергии, расположенного в помещении магазина в г. Шадринске, свидетельствуют о признаках нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Исходя из вышесказанного, 10 июля 2019 г. Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выдано ПАО «Курганская генерирующая компания» предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства  путем применения положений договора энергоснабжения от 05.04.2016 года при  выставлении платы за услуги отпускаемой тепловой энергии Индивидуальному предпринимателю. 

ПАО «КГК», не согласившись с указанным предупреждением Курганского УФАС России, обратился сначала в Арбитражный суд Курганской области, затем в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для выдачи оспариваемого предупреждения у Курганского УФАС России имелись, поскольку ПАО «КГК» нарушило условия договора теплоснабжения. Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.

ПАО «Курганская генерирующая компания» исполнило полученное предупреждение антимонопольного органа: произвело необходимый перерасчет потребленный Индивидуальным предпринимателем тепловой энергии согласно переданным показанием узла учёта.