Позиция ФАС России о конкурентных условиях допуска кредитных организаций к участию в программах льготного субсидирования

Сфера деятельности: Финансовая сфера

В связи с реализацией мероприятий по развитию конкуренции на рынке банковских услуг, предусмотренных пунктами 1 и 4 раздела XIV Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р (далее — План мероприятий), Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

В рамках реализации Плана мероприятий Минфином России совместно с ФАС России и при участии Банка России был подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации по вопросу создания конкурентных условий допуска кредитных организаций к оказанию некоторых видов банковских услуг и участию в программах льготного финансирования, по результатам рассмотрения которого Правительство Российской Федерации поддержало выработанные подходы о необходимости либерализации предъявляемых к кредитным организациям требований.

Согласно поддержанной Правительством Российской Федерации концепции либерализации при отборе кредитных организаций для участия их в программах субсидирования льготного кредитования не должны предъявляться повышенные требования к кредитным организациям.

В рассматриваемом случае в предъявлении к кредитным организациям повышенных требований отсутствует необходимость с учетом отсутствия кредитного риска от участия кредитных организаций в программах субсидирования, в связи с чем участие в этих программах должно осуществляться кредитными организациями на основании их волеизъявления и принятия обязательств по исполнению условий программ стимулирования кредитования. Применение в данном случае повышенных требований сокращает число кредитных организаций, имеющих возможность осуществлять отдельные виды кредитования на льготных условиях, и, соответственно, может привести к ограничению конкуренции и снижению доступности этих услуг для потребителей за счет сокращения числа участников программ льготного кредитования, что прямо противоречит целям введения таких программ.

Принимая во внимание изложенное, ФАС России обращает внимание, что отбор кредитных организаций для участия их в соответствующих программах должен осуществляться исключительно в заявительном порядке, в рамках которого может быть предусмотрено предъявление только общих требований.

Так, общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, (далее - Требования) определяют в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидии.

В частности, у получателей субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов и т. д.; просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом получатели субсидии не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства; являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия соответствующих иностранных юридических лиц превышает определенные пределы; получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов.

Применение каких-либо иных требований в качестве критериев допуска, за исключением установленных Требованиями, является недопустимым.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Планом мероприятий и Поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г Силуанова от 13.09.2019 № СА-П13-7834 Минфином России в настоящее время организована работа по либерализации применяемых к кредитным организациям требований на федеральном уровне, которая должна быть проведена в первом полугодии 2020 года.

При этом, положительным примером действующего порядка подключения кредитных организаций к программам субсидирования на федеральном уровне могут служить Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 191.

Вместе с тем, в настоящее время на региональном уровне действуют нормативные правовые акты, устанавливающие повышенные и неконкурентные требования для участия кредитных организаций в программах субсидирования льготного кредитования. Примером такого регионального нормативного правового акта, в том числе, является постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.02.2017 № 16 «Об утверждении государственной программы Развитие строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике на 2017 - 2018 годы».

Учитывая изложенное, во избежание сокращения числа кредитных организаций, имеющих возможность осуществлять отдельные виды кредитования на льготных условиях и ограничения конкуренции на рынке банковских услуг ФАС России поручила территориальным антимонопольным органам:

1)      провести анализ нормативно правовой базы субъекта Российской Федерации в целях выявления наличия региональных программ субсидирования, в которых содержатся неконкурентные требования к кредитным организациям;

2)      принять меры, направленные на обеспечение равного доступа кредитных организаций к выявленным в региональным программам субсидирования, в части исключения неконкурентных требований к кредитным организациям.

Информация о результатах проведенного анализа будет направлена антимонопольным ведомством Курганской области в ФАС России.