Комиссия Курганского УФАС России признала SMS - рекламу выдачи займов ненадлежащей

В Курганское УФАС России поступило заявление гражданина с жалобой на получение нежелательного SMS-сообщения рекламного характера без согласия заявителя.

Из обращения Заявителя следует, что на абонентский номер заявителя поступило SMS - сообщение с «буквенного» номера «Zaimm24.ru» следующего содержания: «Вам одобрили займ 30 000 рублей под 0%- mfo5.co/QkOAAR9». 

По мнению заявителя, указанные действия по распространению рекламы являются нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией Курганского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Указанное выше SMS-сообщение является рекламой, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - финансовой услуге займ, для формирования, поддержания интереса к которой и продвижению на рынке в сообщении указывается об одобрении займа на сумму 30 000 рублей, который возможно оформить, перейдя в сети интернет по ссылке: «mfo5.co/QkOAAR9».

Согласно информации, полученной антимонопольным органом, SMS-сообщение на абонентский номер заявителя поступило 30.09.2020г. в 16:29 с «буквенного» номера «zaimm24.ru», принадлежащего Индивидуальному предпринимателю на основании договора об оказании услуг связи, услуга была подключена корпоративному клиенту на его абонентский номер с выделенного нейминга  «zaimm24.ru» в рамках договора на оказание услуг.

Согласно Закону о рекламе и Закону о связи распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной радиотелефонной связи путем рассылки коротких текстовых сообщений, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В своем обращении Заявитель указал, что предварительного согласия на получение вышеуказанной рекламы не давал.

Согласно информации, предоставленной антимонопольному органу Индивидуальным предпринимателем - рекламораспространителем, следует, что личные данные были введены Заявителем на сайте «https://zaimm24.ru» и передача сообщений по контактным данным Пользователя невозможна без его согласия на обработку и передачу персональных данных. К письменным пояснениям Рекламораспростронитель приложил копии согласия на обработку персональных данных клиентов - физических лиц, анкету физического лица, оформление заявки.

Поскольку Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Согласно письму ФАС России от 11.11.2019 года № ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Закона о рекламе, поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Таким образом, представленное Индивидуальным предпринимателем согласие на обработку персональных данных и анкета физического лица, содержащие только абонентский номер и ФИО заявителя, не подписаны Заявителем и не подтверждают факт предоставления согласия на получение рекламы.

Кроме того, Заявитель пояснил комиссии антимонопольного органа, что на сайте https: //zaimm24.ru заявки о предоставлении кредита (займа) не оставлял и согласия на обработку персональных данных не давал.

На основании изложенного, Индивидуальный предприниматель в нарушение требований Закона о рекламе осуществил рассылку вышеуказанного SMS-сообщения.

Кроме того, в вышеуказанной рекламе отсутствовала информация о лице, оказывающем финансовую услугу (предоставляющем займы), следовательно, указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение указанных требований, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Комиссия Курганского УФАС России решила признать рассматриваемую смс - рекламу, распространенную индивидуальным предпринимателем, ненадлежащей. Выдать Индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В настоящий момент решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.