РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/10/18.1-4/2021

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 09 марта 2021 г.                                     город Курган

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – врио руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

– заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и  рекламного законодательства Курганского УФАС России;

– заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России,

в присутствие представителя заказчика в лице Публичное акционерное общество «» (далее – ПАО «») – (доверенность №  от 2020 г),

в отсутствие представителя Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО «»),

рассмотрев жалобу ООО «» с информацией о нарушении заказчиком в лице ПАО «») Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства поставка спецодежды для нужд ТЭЦ ПАО  (извещение №) в порядке ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «» (вх. № 625 от 16.02.2021 г.) на действия заказчика ПАО «» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спецодежды для нужд ТЭЦ ПАО «» (извещение № на сайте www.zakupki.gov.ru), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В своей жалобе заявитель указал, что в положениях закупочной документации установлены необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, а именно:

  1. в подпункте 7.8 пункта 7 конкурсной документации установлены условия наличия собственного производства и склада (магазина) поставщика на территории города Кургана с постоянным наличием полного размерного ряда представленных в заявке моделей. Серийное производство предлагаемой продукции.
  2. в подпункте 2 таблицы пункта 9.8.3 конкурсной документации установлено, что соблюдение условий подпункте 7.8 пункта 7 конкурсной документации оцениваются в 100 баллов, а его несоблюдение в 0 баллов:

Наличия собственного производства. Наличие склада (магазина) поставщика на территории города Кургана с постоянным наличием полного размерного ряда представленных в заявке моделей. Серийное производство предлагаемой продукции.

 

 

40%

 

Нет – 0 баллов

Да – 100 баллов

На основании приведенных доводов, просит признать жалобу обоснованной.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках ПАО «», утвержденное Советом директоров ПАО «» (Протокол заседания Совета директоров №КГК-01/2019 от 15 января 2019 года) и размещенного в единой информационной системе (далее - Положение).

04.02.2021 года на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - Конкурс), на поставку спецодежды для нужд ТЭЦ ПАО «» опубликовано на сайте zakupki.gov.ru.

Общество предложило принять участие в Конкурсе на поставку следующей продукции:

- Лот № 1 - поставка спецодежды для нужд ТЭЦ ПАО «»;

- Лот № 2 - поставка спецобуви для нужд ТЭЦ ПАО «»;

- Лот № 3 - поставка средств индивидуальной защиты для нужд ТЭЦ ПАО «»;

- Лот № 4 - поставка спецодежды для защиты от поражения электрической дугой для нужд Курганской ТЭЦ ПАО «»;

- Лот № 5 - поставка перчаток и рукавиц для нужд ТЭЦ ПАО «».

Начальная (максимальная) цена договора 8 060 000,00 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно пункту 2.2.1 Положения процедурная регламентация закупок применяется в целях обеспечения целевого и эффективного расходования денежных средств Общества, а также получения экономически обоснованных затрат (рыночных цен на продукцию) и предотвращения возможных злоупотреблений. В соответствии с подпунктом 5.1.4 Положения организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям. Таким образом, Общество вправе предъявлять требования к участникам и предмету закупки, определенные Положением, содержащиеся в перечне конкурсной документации, так как Общество вправе при выборе товара руководствоваться теми характеристиками, которые, по его мнению, отвечают эффективному и долговечному использованию материалов и оборудования.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В свою очередь пункт 1 статьи 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с частью 6, пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках законодательство ограничивает заказчика только в части:

1) требований описания предмета конкурентной закупки. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

2) требований к участникам такой закупки.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование установлено Положением о закупках (пункт 8.1.5 Положения).

При этом в соответствии с положениями статьи 10 Закона о закупках Заказчик вправе производить оценку сведений, имеющих отношение непосредственно к участнику закупки либо качеству товаров, работ и услуг, которые такой участник предлагает с целью выявления квалифицированного исполнителя обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения закупки.

Наименование критерия

Весовой коэффициент оценок по

критерию в % (V n)

Обоснование оценки

1

Стоимость

 

 

 

 

60%

Расчет критерия вычисляется по формуле

L(6i=( Цгшп/ Ц 0*100

Цпнп — минимальное предложение о

цене по заявкам Участников закупки; Щ — цена оцениваемой заявки i-ro Участника.

В случае применения хотя бы одним из Участников упрощенной системы

налогообложения, при расчете данного критерия будет использоваться цена без Н ДС каждого Участника запроса предложений.

2

Наличие собственного производства. Наличие склада (магазина) поставщика на территории города Курган с постоянны м наличием полного

размерного ряда представленных в заявке моделей. Серийное производство предлагаемой продукции.

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

Нет - 0 баллов;

Да - 100 баллов.

Согласно пункту 9.8.1.2 Конкурсной документации оценка заявок включает отборочную стадию (пункт 9.8.2 Конкурсной документации) и оценочную стадию (пункт 9.8.3 Конкурсной документации).

Пунктом 9.8.3 Конкурсной документации предусмотрено, что в рамках оценочной стадии Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет Предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика исходя из следующих критериев:

Расчет оценок по неценовым критериям, указанным в перечне:

Rj= Цб1хУп+ I(RdjnxVn),

где i - порядковый номер Заявки Участника, допущенного к оценке и сопоставлению;

п - порядковый номер критерия оценки;

Ri - рейтинг Заявки i-го Участника;

L(6i - оценка (балл) Заявки i-ro Участника по критерию «Стоимость»;

Rdjn - оценка Заявки i-ro Участника по n-му критерию;

Vn - значимость (вес) n-го критерия соответственно.

Победителем признается участник, предложению которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Предложение такого участника признается лучшим.

Таким образом, нестоимостной критерий оценки заявок (вторых частей) был определен показателем «Наличие собственного производства. Наличие склада (магазина) поставщика на территории города Курган с постоянным наличием полного размерного ряда представленных в заявке моделей. Серийное производство предлагаемой продукции». Баллы по данному показателю начислялись следующим образом: при соответствии заявки указанному нестоимостному критерию - 100 баллов; в противном случае - 0 баллов.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что весовой коэффициент оценок по данному критерию - не более 40%, т.е. основным критерием оценки предложений в соответствии с пунктом 9.7.1 Конкурсной документации является «цена договора» (весовой коэффициент оценок - 60%).

Необходимость соответствия участника закупки указанному нестоимостному критерию определена Заказчиком на основании проведенного анализа заключаемых ранее договоров и необходимости мобильной замены поставленного товара. Так, учитывая количественный состав сотрудников ТЭЦ, а также смену состава (при увольнении), невозможно заранее (на момент проведения закупочных процедур) точно определить необходимое количество всех позиций поставляемого товара каждого размера.

В соответствии с положениями статьи 221 Трудового Кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами (на момент допуска работника к исполнению трудовых обязанностей) обеспечивать выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Необходимость в наличии собственного склада поставщика вызвана оперативной заменой размеров во избежание дополнительных затрат на приобретение сверхнормативных запасов спецодежды. Наличие собственного серийного производства обусловлено единообразием спецодежды на производстве.

Соответствие участника закупки указанному критерию позволит осуществить формирование и комплектование этапа поставки и обеспечить исполнение договорных обязательств по поставке товара, в полном объеме отвечающего требованиям Заказчика.

Наличие указанного критерия не приводит к ограничению количества участников при проведении закупочных процедур, т.к. он не является единственным при проведении оценки предложения и не препятствует участию в конкурсе заинтересованных лиц.

Законом о закупках не установлено ограничений по выбору Заказчиком способов оценки спорного показателя. Заказчик вправе самостоятельно выбрать: применять формулу расчета количества баллов или шкалы предельных величин значимости показателей оценки.

Таким образом, спорный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, а наличие собственного производства и складских помещений является минимально необходимым для оказания услуг надлежащим образом.

Курганская ТЭЦ «ПАО «» вырабатывает в год около 2 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, закрывая в среднем около 45 процентов потребности Зауралья, и более 2 миллионов гигакалорий тепловой энергии, обеспечивая теплом большую часть потребителей города Кургана, и является (в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256) объектом топливноэнергетического комплекса (далее - Объект ТЭК).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это сложная система, включающая в себя совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно- энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей.

Объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (статья 2 Закона № 256).

Таким образом, ТЭЦ «ПАО «» является Объектом ТЭК, а ПАО «», являющееся субъектом топливно-энергетического комплекса (пункт 13 статьи 2 Закона № 256), предъявляя требования к участникам закупки, преследовало первоочередную цель: реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на материально-техническое обеспечение безопасности Объектов ТЭК.

Предъявляя требования к участникам закупки, Общество реализовало право, гарантированное пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона № 256, на совершение действий, направленных на обеспечение безопасности функционирования объектов топливно- энергетического комплекса.

Спорный (по мнению Заявителя) критерий оценки установлен в равной степени ко всем участникам закупки - в этой части нарушений Закона о закупках в действиях Общества не имеется, так как принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Установление обозначенного критерия позволяет судить о способности заявителя надлежащим образом в максимально короткие осуществить поставку спецодежды (спецобуви, спецсредств) для обеспечения функционирования стратегически важного предприятия, в связи с чем использование указанного критерия является обоснованным, не приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки и не является проявлением дискриминации и необоснованным ограничением конкуренции.

Само по себе требование Заказчика не влечет невозможности участия Заявителя в процедуре, т.к. Положением предусмотрены соответствующий порядок проведения закупочных процедур, в т.ч. отбор и оценка поступивших заявок от всех Заявителей.

 Следовательно, разработав закупочную документацию подобным образом, ПАО «» положений Закона о закупках не нарушило.

        В связи с этим жалоба ООО «» признаётся необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «» признать необоснованной.
  2. В дейситвиях Заказчика в лице Публичное акционерное общество «» нарушений Закона о закупках не выявлено.
  3. Заказчику в лице Публичное акционерное общество «» предписание не выдавать.

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

                                               Председателя Космиссии :                 ___________       

 

                                       Члены Комиссии:    ____________    

 

____________