ФАС России разработаны рекомендации об особенностях рассмотрения дел, связанных с недобросовестной конкуренцией при проведении матчей Чемпионата Европы по футболу

В связи с проведением на территории Российской Федерации в 2021 году матчей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и во исполнение положений Правительственных гарантий от 10.04.2014 и Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 108-ФЗ), направленных на защиту имущественных прав Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA), связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (далее Мероприятия UEFA), ФАС России разработаны рекомендации об особенностях рассмотрения дел по фактам нарушения положений статьи 20 Закона №108-ФЗ.

Согласно статье 20 указанного Федерального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

  1. продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика UEFA Евро 2020 и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой UEFA Евро 2020, либо измененная символика UEFA Евро 2020;
  2. осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об UEFA и (или) мероприятиях UEFA Евро 2020 посредством использования символики UEFA Евро 2020 и иным образом (без разрешения UEFA);
  3. введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к UEFA или мероприятиям UEFA Евро 2020 в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
  4. введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации UEFA, Российским футбольным союзом и (или) локальной организационной структурой товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с UEFA или мероприятиями UEFA Евро 2020;
  5. подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях UEFA Евро 2020, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения UEFA;
  6. использование без официального письменного разрешения UEFA мероприятий UEFA Евро 2020 для организации или осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020;
  7. использование входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения UEFA.

В силу части 2 указанной статьи действия лиц и организаций, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с UEFA, не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий UEFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым возможным ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящимися к тематике мероприятий UEFA.

Порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения указанных норм, а также сроки совершения отдельных процессуальных действий установлены положениями Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В связи со значимостью пресечения данной категории нарушений для состояния конкурентной среды в ограниченный промежуток времени ФАС России отмечена необходимость максимально возможного сокращения срока рассмотрения дел по фактам нарушений статьи 20 Закона № 108-ФЗ в период проведения мероприятий UEFA (по возможности в пределах 1-3 суток с момента поступления заявления о факте нарушения в антимонопольный орган).

Оперативное рассмотрение дел должно обеспечиваться путем совершения в максимально короткие сроки (в пределах нескольких часов) таких процессуальных действий, как регистрация заявления в антимонопольном органе, назначение руководителем антимонопольного органа ответственного исполнителя по документу, рассмотрение поступивших материалов, подготовка, согласование и передача руководителю для подписания процессуальных документов, необходимых для возбуждения дела (докладной записки, проекта приказа о создании комиссии по рассмотрению дела и т.п.).

При оценке материалов на предмет достаточности для установления факта нарушения следует учитывать по аналогии положения пункта 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11 от 17.02.2011 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в силу которых действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика признаются недобросовестной конкуренцией                                       и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В предмет доказывания по делу входит в первую очередь факт использования ответчиком охраняемых обозначений или ассоциативных связей с мероприятиями UEFA в отсутствие у него партнерских, спонсорских или лицензионных соглашений, включающих право использования олимпийской символики, с UEFA и уполномоченными им организациями.

Доказательства использования соответствующих обозначений могут быть получены должностными лицами антимонопольного органа как от заявителя (представителей UEFA), так и путем непосредственного оперативного обследования места совершения правонарушения.

Бремя доказывания наличия соглашений на право использования спортивной символики лежит на ответчике, в связи с чем в определении о возбуждении дела рекомендуется непосредственно запрашивать у ответчика данные доказательства, а также проверять информацию по имеющимся открытым источникам.

Процессуальные документы по делу, подлежащие вручению сторонам, необходимо направлять средствами факсимильной и телеграфной связи, позволяющими получить документальное подтверждение вручения документов участвующим в деле лицам, а при возможности вручать документы непосредственно представителям хозяйствующих субъектов, действующим на основании соответствующих доверенностей либо иных подтверждающих полномочия документов.

ФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения установленных законодательством требований, направленных на защиту прав участвующих в деле лиц, как в части надлежащего извещения о времени и месте совершения процессуальных действий, так и на ознакомление с материалами дела, обращение за юридической помощью и т.п. Все ходатайства сторон, касающиеся порядка рассмотрения дела и направленные на реализацию таких прав, должны быть полно, объективно и своевременно рассмотрены уполномоченным должностным лицом.

По возможности в целях минимизации сроков рассмотрения дел рекомендуется оказывать представителям сторон содействие в реализации процессуальных прав (например, путем предоставления доступа к средствам связи в помещении по месту рассмотрения дела), в случае необходимости - предлагать объявить перерыв для представления дополнительных доказательств в пределах от нескольких часов (минут) до одних суток.

Отметим, что Федеральным законом № 11-ФЗ от 17.02.2021 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 53 Федерального закона «О защите конкуренции» изменен порядок возбуждения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства по статье 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с общим правилом, установленным частью 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления в действиях лиц признаков нарушения статьи 14.8 указанного закона таким лицам выдается предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с внесенными поправками требования статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на действия, признаваемые в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона № 108-ФЗ недобросовестной конкуренцией и влекущие за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством, если такие действия образуют признаки нарушения статьи 14.8 настоящего Федерального закона.

Под указанные запреты подпадают факты нарушений имущественных прав UEFA путем использования обозначений и слов, не являющихся зарегистрированными товарными знаками UEFA, однако формирующих у потребителя представление об UEFA либо создающих ложное представление о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к UEFA и иным образом затрагивающими имущественные права UEFA.

Таким образом, в случае выявления фактов нарушения имущественных прав UEFA, подлежащих квалификации по статье 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольными органами будут незамедлительно возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства без выдачи предупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Указанный порядок будет применяться до 31 декабря 2021 года включительно.