Антимонопольное законодательство: изменения в части правил проведения торгов.

"Третий антимонопольный пакет" внес значительные изменения в правила проведения торгов.
Во-первых, ст. 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающая антимонопольные требования к торгам, теперь применяется также в отношении запроса котировок. Это изменение вполне оправданно, поскольку при проведении запроса котировок работают такие же конкурентные механизмы отбора победителя, как и на торгах.
Во-вторых, применительно к договорам о передаче государственного и муниципального имущества "третий антимонопольный пакет" расширил перечень случаев, когда заключение таких договоров возможно без проведения торгов (п. 7, 14 - 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Например, больше не требуется проведения торгов при передаче государственного и муниципального имущества для размещения сетей связи, небольших частей государственных и муниципальных зданий, строений и сооружений, общая площадь которых не превышает 20 кв. м, а также в ряде других случаев.
Значительные изменения претерпела ст. 18 Закона о защите конкуренции. Предусмотренный в ней перечень финансовых услуг, приобретение которых органами власти и определенными организациями возможно только на торгах, существенно сокращен. Из него, например, были исключены финансовые услуги, связанные со страхованием, предоставлением кредитов и банковских гарантий, инкассация и ряд других услуг. Такая общая категория, как услуги на рынке ценных бумаг, также была исключена из указанного перечня. При этом в перечне сохранились только два вида таких услуг, а именно услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг и доверительное управление ценными бумагами.
Негосударственное пенсионное обеспечение, напротив, было включено в данный перечень финансовых услуг.
Важным изменением ст. 18 Закона о защите конкуренции является также и то, что предусмотренный этой статьей порядок приобретения финансовых услуг больше не распространяется на субъектов естественных монополий. К этим отношениям теперь применяется специальный закон, регламентирующий закупочную деятельность субъектов естественных монополий и иных субъектов, а именно Закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Например, ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на своем официальном сайте план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее года. При осуществлении закупочной деятельности субъекты естественных монополий и иные субъекты, подпадающие под действие Закона N 223-ФЗ, помимо указанных специальных правил также должны руководствоваться своими внутренними положениями о закупках. Принятие таких положений является обязанностью заказчиков, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Возвращаясь к новой редакции ст. 18 Закона о защите конкуренции, необходимо также отметить, что она была дополнена некоторыми требованиями, направленными на обеспечение конкуренции при проведении торгов и заключении договоров по их итогам.
Во-первых, ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции теперь устанавливает исчерпывающий перечень критериев, которые запрещается использовать органам власти при оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации при проведении торгов. К таким запрещенным критериям, например, относится рейтинг российских или международных рейтинговых агентств, размер филиальной сети и пр. Запрет в отношении таких критериев обусловлен возможным последствием их использования в виде дискриминации участников торгов. Например, из борьбы на торгах незаслуженно могут быть исключены региональные финансовые организации, не имеющие разветвленной филиальной сети, однако с финансовой точки зрения вполне надежные. Данные критерии, запрещенные к использованию при отборе финансовых организаций, в определенной степени уже прошли апробацию на практике в контексте регулирования ФАС России процедуры отбора страховщиков кредитными организациями для страхования рисков заемщиков таких организаций
Во-вторых, ч. 4 ст. 18 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти и определенным организациям по итогам торгов заключать договоры об оказании финансовых услуг, срок которых превышает пять лет (запрет не применяется для негосударственного пенсионного обеспечения). Целью этого запрета является недопущение закрытости государственного заказчика для рынков финансовых услуг в результате сохранения долгосрочных отношений между заказчиком и однажды выбранной им определенной финансовой организацией. Иными словами, данное ограничение вынуждает заказчика периодически проводить новые торги, тем самым обеспечивая финансовым организациям возможность борьбы друг с другом за этого заказчика.
Наконец, теперь существует самостоятельный, отличный от общего порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства порядок рассмотрения ФАС России жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по их результатам.
С 6 января 2012 г. вступила в силу ст. 18.1   Закона о защите конкуренции, значительно расширившая пределы административного обжалования действий (бездействий) органов власти и хозяйствующих субъектов при организации и проведении торгов и заключении договоров по итогам таких торгов.
Согласно ст. 18.1 исключения составляют торги, проведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По конструкции ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в ее системной связи с нормами ФЗ от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  и позицией ФАС России, отнесшей рассмотрение жалоб, поданных в соответствии с Законом о закупках, к порядку, установленному ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалоб на закупку товаров, работ, услуг юридических лиц осуществляется в порядке процедур ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с нормами ст. 447 ГК РФ и ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции осуществляется при закупке посредством проведения торгов — конкурсов, аукционов и т.д.
Обжалованию в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат торги как обязательные для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, так и необязательные.
Рассмотрение жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции введено для защиты прав и законных интересов лиц, заинтересованных в участии в торгах и подтвердивших свою заинтересованность подачей заявки или подтвердивших невозможность подачи заявки ввиду порока процедуры извещения о торгах и невозможности подачи заявки из-за нарушения правил ее подачи.
Это четкое определение круга лиц, являющихся заинтересованными лицами в административном обжаловании, выгодно отличает его от судебного обжалования торгов в судебном порядке.
Необходимо отметить, что процедура рассмотрения жалоб в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции содержит много пробелов и многие действия антимонопольный орган и Комиссия осуществляют в соответствии с принципами права, административного процесса, аналогией права и закона. Это, например, рассмотрение ходатайств, устное рассмотрение жалобы (возможность заявителя не только присутствовать, но и активно участвовать в рассмотрении жалобы), разъяснение прав лицам, участвующим в деле, перерыв в рассмотрении жалобы.