Протокол №4 от 27.11.2014

Заседания Общественно-консультативного Совета при Курганском УФАС России
 
27.11.2014 г.                                                                                                                      г. Курган
 
Присутствовали:
Гагарина И.В. - сопредседатель Совета, руководитель Курганского УФАС России;
Камшилов И.А. – председатель Совета Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель Совета;
Ишков В.Н. - председатель регионального отделения Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства».
Марусев В.И. – председатель территориальной организации профсоюзов работников малого и среднего бизнеса Курганской области;
Белова А.В. - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства;
Фоминых М.М.- ответственный секретарь Совета, государственный инспектор Курганского УФАС России;
 
Повестка дня:
1. Проблема организации пассажирских перевозок в Курганской области. Практика Курганского УФАС России.
2. Практика пресечения сговора на торгах.
1. Слушали: Гагарина Ирина Владимировна. За период с 2012 г. по настоящее время Курганским УФАС России рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства при организации пассажирских перевозок на территории Курганской области и 7 жалоб, рассмотренных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В настоящее время пассажирские перевозки по большей части межмуниципальных маршрутов Курганской области осуществляются без заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, что противоречит закону Курганской области от 05.07.2011 г. №38.
Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, а также предоставление права осуществлять такие перевозки без заключения договора и без проведения конкурсного отбора создает для хозяйствующих субъектов преимущественные условия при осуществлении деятельности  на рынке по перевозке пассажиров и препятствует доступу на рынок неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение осуществлять данный вид деятельности. Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения путем проведение конкурсного отбора позволяет обеспечить равный доступ на рынок всех хозяйствующих субъектов.  В противном случае, это приводит (или может привести) к ограничению, недопущению, устранению конкуренции. Только путем публичного предложения о заключении договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, можно определить круг лиц, желающих заключить такой договор. 
Таким образом, в случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, непроведение торгов, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. 
Формированию здоровой конкуренции на рынке пассажирских перевозок на территории Курганской области препятствуют:
- отсутствие законодательного регулирования рынка пассажирских перевозок на территории Российской Федерации, что ведет к различиям правоприменения, а также формированию различной судебной практики;
- отсутствие разработанной методики проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок;
- осуществление предпринимательской деятельности перевозчиками, не участвовавшими в конкурсе, а равно не победившими в нем, на маршрутах, выставленных на конкурс;
- отсутствие единообразного подхода при оценке и сопоставлении заявок участников торгов;
- включение в состав одного лота различных маршрутов, технологически и функционально не связанных между собой;
- проведение конкурсов и выставление на них маршрутов, по которым уже осуществляются пассажирские перевозки несколькими хозяйствующими субъектами, что приводит к монополизации рынка на отдельном маршруте победителем конкурса;
- исключение индивидуальных предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий из бюджета субъекта РФ;
- неразвитость инфраструктуры рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Курганской области. 
Ведомствам, отвечающим за организацию пассажирских перевозок на территории Курганской области необходимо:
- разработать единые методические рекомендации по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на территории Курганской области;
- разработать единые методические рекомендации для членов конкурсных комиссий по оценке и сопоставлению заявок претендовать на участие в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок на территории Курганской области. 
 
Решили: 
1. Принять информацию Курганского УФАС к сведению;
2. рекомендовать Правительству Курганской области внести изменения в закон Курганской области от 05.07.2011 №38 « О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области» в части определения порядка распределения маршрутов с целью обеспечения конкуренции на рынке пассажирских перевозок.
 
2. Слушали: Белова Анна Владимировна. Доложила, что основная сложность при рассмотрении дел о сговоре на торгах заключается в том, что прямых доказательств сговора, как правило, нет. Требуется много времени для сбора косвенных доказательств, их оценки. Стандартная схема поведения заговорщиков на торгах такова: на аукцион заявляется ряд организаций, часть из них вообще не планирует заключать контракт. Они и начинают торги, снижают цену до немыслимых размеров, устраняя тем самым добросовестных участников. В это время участник, который по замыслу и должен стать победителем, внимательно следить за всеми предложениями добросовестных участников, предлагая цену на рубль ниже, чем они. Последний этап этой хитроумной игры такой: добросовестный участник предлагает цену (пока еще вполне приемлемую), потенциальный победитель снижает ее на рубль, «липовый» участник предлагает еще более низкую цену. Эта цена уже не может устраивать добросовестных участников, и они выходят из игры.
В итоге, «липовый» участник выигрывает. Но затем, по разным причинам, отказывается от заключения контракта. Соответственно, контракт заключается с участником, предложившим предпоследнюю цену, как и задумывалось сговорщиками.
Тем не менее, в 2014 году практика Курганского УФАС России значительно расширилась по пресечению сговоров на торгах. В текущем году уже установлено 3 нарушения в этой области, по одному из них позиция Курганского УФАС России поддержана арбитражным судом. В настоящее время рассматривается еще два аналогичных дела.
Решили: Принять информацию к сведению. 
Дата проведения Совета: 
27 ноября 2014, 08:50