• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол №4 от 26.11.2015

Протокол №4

Заседания Общественно-консультативного Совета при Курганском УФАС России

 

26.11.2015 г.                                                                                                                      г. Курган

Присутствовали:

Члены Совета:

Гагарина И.В. – сопредседатель Совета, руководитель Курганского УФАС России.

Камшилов И.А. – сопредседатель Совета, председатель Совета Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Ишков В.А. – председатель регионального отделения Общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства».

Белова А.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

Попова Е.С. – государственный инспектор Курганского УФАС России;

Фоминых М.М. – государственный инспектор Курганского УФАС России;

Повестка дня:

1. Соблюдение требований антимонопольного законодательства собственниками объектов электросетевого хозяйства. Практика Курганского УФАС России.

2. Проблемы предоставления земельных участков для строительства, и земель находящихся в государственной и муниципальной собственности.

3. Проблемы предоставления похоронных услуг.

 

1. Слушали: Фоминых М.М. Действующим законодательством предусмотрено, что оказание услуг по передаче электрической энергии на возмездной основе допускается только в случае установления органом регулирования для сетевой организации соответствующих тарифов: единых (котловых) тарифов и тарифов взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В практике Курганского УФАС России были случаи, когда лицо признается сетевой организаций без установления компетентным органом индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, также когда сетевые организацию нарушают установленный нормативно-правовыми акта порядок ценообразования, например, взимают плату с потребителей по тарифу, не установленному компетентным органом для такой организации и по самостоятельным тарифам.

Немаловажное значение в сфере электроэнергетики имеет «технологическое присоединение» энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации. Постановлением Правительства РФ № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения, его процедуру, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и другие моменты.

Именно нарушение правил технологического присоединения сетевыми организациями является одним из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики. Сетевыми организациями часто навязываются невыгодные условия договора технологического присоединения (необоснованный размер платы за тех. присоединение, возложение на потребителя обязанностей, не предусмотренных законом и т.п.), кроме того, часто сетевые организации вообще уклоняются от заключения договоров на тех. присоединение. Основным средством пресечения нарушения антимонопольного законодательства сетевыми организациями по указанным выше вопросам, выступает предупреждение антимонопольного органа.

На сегодняшний день в суде рассматривается дело, в котором сетевая организация обжалует предупреждение Курганского УФАС России. Основанием выдачи предупреждения послужило заявление гражданина, в котором он сообщил, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, и, в целях технологического присоединения расположенных на нем энергопринимающих устройств, он обратился в территориальную сетевую организацию с заявкой на заключение договора об осуществлении технологического присоединения (с заявленной максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств – 15,0 кВт; необходимый класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ).

Сетевая организация направила в адрес гражданина проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрически сетям (далее – договор) и технические условия для соответствующего присоединения (далее – технические условия). Пунктом договора размер платы за технологическое присоединение составил 407261,39 руб.

Правилами № 861 установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (как и в рассматриваемом случае) устанавливается в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Сетевая организация сообщила, что ближайшие объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ей это - ВЛ-6 кВ «РП7-412», а, расстояние от границ земельного участка гражданина и до этих объектов = 450 м. Однако, раз гражданину требуется не ВЛ-6 кВ, а ВЛ-0,4 кВ, то плата в размере 550 не может быть установлена в рассматриваемой ситуации, ввиду того, что ВЛ-0,4 в близи не имеется, и ее необходимо будет построить.

Курганское УФАС России полагает, что все обстоятельства, необходимые для применения в качестве размера платы в размере 550 рублей в рассматриваемой ситуации имеются, и строительство объектов электросетевого хозяйства для подключения гражданина сетевой организации необходимо произвести без взимания дополнительной платы. Так как расстояние от границ земельного участка гражданина до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации приблизительно 450 м (менее 500 метров сельской местности), уровень напряжения необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации до 20 кВ (0,4 кВ), максимальная мощность заявленных энергопринимающих устройств 15 кВт, то понижение класса напряжения от имеющихся 6,0 кВ до необходимых заявителю 0,4 кВ сетевая организация обязана осуществить самостоятельно, а размер платы за присоединение не может превышать 550 рублей.

Слушали: Гагарина И.В. В практике Курганского УФАС России имеется дело, которое рассмотрено несколько в ином порядке, чем другие. Так, раньше антимонопольным органом дела в сфере электроэнергетики рассматривались как злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»). Однако Федеральным законом «Об электроэнергетике» также установлены антимонопольные требования к собственникам электросетевого хозяйства. Поэтому в данном деле было признано нарушение статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», поскольку считаем, что нормы, которые содержат антимонопольные требования, также относятся к антимонопольному законодательству. В данном случае мы рассмотрели дело о нарушении антимонопольного законодательства и по результатам рассмотрения признали нарушение именно статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике». Проблемой пока является привлечения нарушителя к административной ответственности, поскольку в Кодексе об административных правонарушениях нет соответствующей санкции.

Решили:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать физическим и юридическим лицам обращаться в Курганское УФАС России с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.

2. Слушали: Попова Е.С.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере землепользования претерпевало ряд реформ, и одной из наиболее масштабной из них можно назвать внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, которые окончательно вступили в силу с 1 марта 2015 года.

Так, с 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года, направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Основной целью, стоящей перед законодателем при разработке Закона, являлось совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков посредством снижения административных барьеров и сокращения избыточных согласований, с соблюдением публичности при проведении таких процедур.

В этой связи в ныне действующем Земельном кодексе Российской Федерации отношения по предоставлению земель для строительства выделены в отдельные статьи, закрепляющие публичную процедуру при передаче прав на такого рода государственное и муниципальное имущество.

Исходя из анализа, поступающих ранее в антимонопольный орган обращений от юридических лиц и хозяйствующих субъектов, следует, что действительно доступ на рынок строительства, зависящий от получения права на земельный участок, должен быть обеспечен путем реализации конкурентных процедур на землю, и этот доступ должно быть максимально прозрачным и открытым.

Именно в целях решения назревших вопросов в сфере конкурентного предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности и  были необходимы поправки, внесенные в действующий в настоящий момент Земельный кодекс.

Новое законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения прав на земли, принадлежащие государству с более детальным регулированием соответствующих процедур. Этим процедурам посвящена новая глава V.1 Земельного кодекса.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса четко определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Однако, возникает вопрос - исключения которые указаны в данном пункте, не приведут ли к ущемлению прав одних хозяйствующих субъектов, и не поставят ли в существенное преимущественное положение других хозяйствующих субъектов.

Также стоит отметить, что предоставление земельных участков без проведения торгов, предусмотренное законодателем,  должно иметь за собой четкое практическое обоснование.

Для примера можно обратиться к некоторым, предусмотренным пунктов 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, исключениям.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обозначено, что  без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории.

В силу положений статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких предложивших лучшую цену или лучшие условия, т.е. содержит принцип состязательности хозяйствующих субъектов. Процедура проведения торгов позволяет выявить потенциальных желающих получить земельный участок.

На сегодняшний день практика выбора контрагента по результатам торгов, с отражением правил выбора такового, получает все большее распространение.

Так, и в Градостроительный кодекс Российской Федерации введены статьи 46.6, 46.7 регулирующие отношения заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса по итогам аукциона.

Безусловно, следует учесть, что реализация данного договора невозможна без получения прав на необходимый земельный участок.

 В свою очередь, становится логичным и естественным, что проведение параллельно двух аукционов на право освоения территории и получение земельного участка становится излишним.

В этой связи статьей 39.3 и предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории.

Также следует отметить, что дополнительные гарантии своих прав на земельный участок получили собственники зданий, сооружений, помещений, владельцы земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В предыдущей редакции Земельного кодекса не во всех случаях было предусмотрено заключение договора по предоставлению земельного участка для целей, не связанных с жилищным строительством с единственным участником аукциона.

Теперь данный вопрос является не актуальным, поскольку вопрос с единственным участником торгов урегулирован статьей 39.3.

Так, если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона, или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Еще хотелось бы отметить, что случаи предоставления на праве аренды земельного участка изложены в статье 39.6 Земельного кодекса, где пункт 2 содержит ряд случаев, при которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

Однако, остановиться бы хотелось на статье 39.8 Земельного кодекса, которой предусмотрены особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно на пункте 8 данной статьи.

Пунктом 8 предусмотрено существенное нововведение, которое затрагивает вопрос сроков, на которые заключаются договоры аренды.

Исходя из существующей практики, отсутствие четко регламентированных сроков заключения  договоров аренды приводило, в ряде случаев, к созданию неблагоприятного климата на строительном рынке, поскольку потенциальные застройщики, в тот срок, который ранее устанавливали органы власти для предоставления земельных участков в аренду, успевали лишь только подготовить территорию к строительству.

Однако в настоящее время, организаторы торгов обязаны будут устанавливать разумные условия договора, поскольку Земельный кодекс дополнен императивными нормами о заключении договоров аренды земельных участков на определенные сроки в зависимости от цели предоставления.

Из всего выше сказанного следует, что законодателем предприняты ряд мер, способствующих улучшению конкурентного климата в области земельных отношений, которые в том числе, а можно сказать, что и в большей степени регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.

Вопросы предоставления земельных участков под строительство играют одну из основополагающих ролей на строительном рынке, и с вступлением в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, хотелось бы надеяться, что работа в обозначенной сфере и вытекающие из нее правоотношения будут давать исключительно положительные результаты.

На сегодняшний день в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, с момента вступления в силу названных выше изменений, обращения от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, касающиеся наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов власти, при реализации ими полномочий в области предоставления земельных участков для строительства, не поступали.

Решили: принять информацию к сведению.

3. Слушали: Попова Е.С.

Организация похоронного дела всегда была достаточно проблемной сферой. Не изменилась ситуация и сегодня.

Функции по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ за счет средств бюджетов и полномочий специализированной службы, реализующей государственные гарантии в сфере похоронных услуг за счет бюджетных средств, должны быть разделены. При этом выполнение работ и услуг по содержанию и благоустройству кладбищ следует отделять от оказания услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Органы местного самоуправления должны размещать закупки на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ, не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Полномочия органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения закреплены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

В сфере организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг наиболее актуальны вопросы о правовой природе указанной деятельности и о разграничении властных полномочий и функций хозяйствующих субъектов. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ  услуги являются объектом гражданских прав, а в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  - товаром. Таким образом, ритуальные услуги относятся к сфере гражданско-правового регулирования и на них распространяется в т. ч. антимонопольное законодательство. Таким образом, органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в т. ч. путем создания специализированных организаций, не вправе допускать ограничение конкуренции, свободы доступа на рынок ритуальных услуг иных хозяйствующих субъектов, совмещать функции хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления.

Федеральный закон № 8-ФЗ использует понятие "специализированная служба по вопросам похоронного дела", но не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации. Указывается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления (ст. 25, 29). Цель ее деятельности - осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12). Это позволяет заключить, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, и сама специализированная служба не является органом местного самоуправления. Это означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления, т. е. должна быть муниципальной, и не допускается наделение данным статусом иного хозяйствующего субъекта.

Действующее правовое регулирование отношений в сфере организации похоронного дела приводит к разночтениям и, как следствие, к тому, что различные субъекты РФ и муниципальные образования решают для себя вопрос организации похоронного дела по-разному. Одни создают специализированные службы в форме муниципальных организаций (муниципальных предприятий, муниципальных автономных или бюджетных учреждений), другие наделяют этим статусом немуниципальные организации на основе конкурса, причем порой предъявляют к ним определенные требования, а порой совмещаются оба варианта. В одних случаях землями кладбищ управляют и распоряжаются непосредственно органы местного самоуправления, в других - земли передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление специализированным службам по вопросам похоронного дела. Такая разнообразная практика позволяет должностным лицам и органам местного самоуправления реализовывать различные схемы для того, чтобы выбрать наиболее приемлемую в конкретном случае.

Безусловно, наилучшим способом устранения существующих коллизий и пробелов законодательства в сфере погребения и похоронного дела было бы внесение изменений в Федеральный закон № 8-ФЗ.

Необходимо отметить, что в настоящее время Минстроем России разработан проект нового закона «О похоронном деле в Российской Федерации», призванного заменить Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законопроект вводит лицензирование на отдельные виды услуг, такие как организация похорон, сопровождение похорон, подготовка и проведение обряда прощания, захоронение, эксгумация, перезахоронение останков и другие.

Кроме того, предлагается ввести административную ответственность должностных и юридических лиц за нарушения в области похоронного дела. В частности, наказывать начнут медиков, которые сообщают ритуальным агентам о смерти пациентов (иногда это происходит до оповещения родственников, так что семья узнает о смерти человека от агентов).

Также законопроект предусматривает возможность создания частных крематориев и колумбариев.

Некоторые вопросы, ранее находившиеся в ведении местных властей, переводятся на региональный уровень. В частности, это касается создания кладбищ. Организация похоронного дела преимущественно на местном уровне себя не оправдала. В частности, действующий закон предусматривает возможность для жителей сельской местности самостоятельно управлять кладбищами. При принятии документа в 1996 году предполагалось, что жители деревень сами будут следить за могилами своих близких. Однако на практике данной нормой начали пользоваться бизнесмены, которые называют себя «местными жителями» и организуют поборы и произвол на достаточно крупных кладбищах, формально находящихся в сельской местности.

Законопроект Минстроя России гарантирует бесплатность ряда базовых похоронных услуг.

Планируется, что новый закон вступит в силу с 1 июля 2016 года, соответственно Федеральный Закон № 8 «О погребении и похоронном деле» утратит свою силу.

Решили: принять информацию к сведению

Ответственный секретарь ОКС                                                                   М.М. Фоминых

Руководитель Курганского УФАС России                                                   И.В. Гагарина

 

Дата проведения Совета: 
26 ноября 2015, 10:00