• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол №3

Присутствовали:
Гагарина И.В. - сопредседатель Совета, руководитель Курганского УФАС России;
Камшилов И.А. - сопредседатель Савета, Курганское областное отделение общественной организации «ОПОРА России», член Курганской городской общественной палаты;
Бынзер О.С. - начальник отдела Курганского УФАС России, ответственный секретарь Совета;
Марусев В.И. - председатель территориальной организации профсоюзов работников малого и среднего бизнеса Курганской области;
Реутова М.А. (представитель Сочнева Е.А.), Курганская торгово-промышленная палата;
Вешнякова Т.Н. - член общественной палаты г. Кургана 3-го созыва, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «ТСЖ г. Кургана и Курганской области;
Мазалов С.А. - представитель Регионального отделения общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства»

Повестка дня:
1.Экономический анализ в антимонопольном регулировании.
2. Позиционирование Курганского УФАС России в СМИ: методы, приемы.

Повестку дня утвердили единогласно.
1. По первому вопросу выступил старший государственный инспектор Безбородов Евгений Сергеевич, который рассказал об актуальной на сегодняшний день теме — экономическом анализе как неотъемлемом звене в механизме антимонопольного регулирования: «Невозможно рассмотреть практически ни одно дело о нарушении антимонопольного законодательства, если не иметь представление о состоянии товарного рынка, на котором оно происходит. Для разных правонарушений законодателем обозначен разный объем сведений, который требуется антимонопольному органу для принятия решения. Больше всего работы связано с определением доминирующего положения в случае, когда речь идет о злоупотреблении таким положением. Когда речь идет о других правонарушениях, то объем анализа, как правило, сужается. Например, для случаев недобросовестной конкуренции важно определить только то, что хозяйствующий субъект, который совершает недобросовестное действие, является конкурентом другого лица (например, заявителя). Для этого нужно установить, что они производят один и тот же товар, который обращается на одной и той же территории. Если антимонопольный орган обнаружил, что товары обращаются на одной и той же территории и взаимозаменяемы по отношению друг к другу, – этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии конкурентных отношений. То же самое касается картелей, так как картель запрещен вне зависимости от доли. Таким образом, экономический анализ проводится практически в каждом случае, но его объем существенно различается. В любом антимонопольном деле товарный рынок должен быть определен. Не нужно исследовать весь рынок, но отметить базовые параметры (продуктовые и географические границы) необходимо.
Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Эффективное применение антимонопольного законодательства невозможно без анализа положения и поведения хозяйствующего субъекта на рынке, а также влияния действий продавца (покупателя) на рынок, что, в свою очередь, предполагает определение не только границ рынка (географических и продуктовых), но и состав хозяйствующих субъектов, объемов рынка, рыночных долей, барьеров входа.
Наиболее востребован экономический анализ при применении следующих разделов ФЗ № 135 «О защите конкуренции»: ст. 10 «Запрет на злоупотребление доминирующим положением», ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия», ст. 13 «Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий», а также гл. 7 «Государственный контроль за экономической концентрацией».
В настоящее время проведение анализа рынка для антимонопольной службы устанавливается несколькими «инструкциями». Основной из них является Порядок, утвержденный приказом ФАС РФ № 220. В зависимости от типа анализируемого рынка, применяются и другие методические рекомендации, составленные на основе данного Порядка и учитывающие специфику рынка.
Между тем существуют определенные трудности в практическом применении данного Порядка проведения анализа состояния конкуренции. Например, очень часто отсутствует возможность проведения «теста гипотетического монополиста» для определения продуктовых и географических границ рынка в связи с тем, что покупателями на рынке являются физические лица, их выявление и опрос потребует значительных трудовых и временных ресурсов. Данный метод определения продуктовых и географических границ рынка применим в случае, когда покупателями на рынке являются юридические лица и/или индивидуальные предприниматели.
Также довольно сложен в применении при определении продуктовых границ рынка метод с использованием показателя прямой и перекрестной эластичности спроса по цене.
При использовании показателей эластичности спроса возникают две проблемы. Первая связана с тем, что измеренная эластичность включает в себя не только собственно эффект замещения, но и эффект дохода. В свою очередь эффект дохода для разных продуктов может иметь не только разную величину, но и разный знак, в том числе противоположный знаку эффекта замещения. Вторая – с тем, что расчет показателей прямой и перекрестной ценовой эластичности предъявляет высокие требования как к информации, так и к технике экономического анализа. Как минимум необходимы ряды данных о продажах, о ценах товара, о ценах заменителей, о доходах покупателей и т.д.
Это лишь некоторые трудности в применении антимонопольным органом на практике установленных правил проведения анализа рынка.
Порядок проведения анализа рынка слабо проработан с точки зрения его практического применения. В тоже время, возможные ошибки при экономическом анализе могут обойтись достаточно дорого. В ближайшее время наиболее острой станет проблема проведения экономического анализа для целей антимонопольного регулирования в условиях глобализации рынков.
Нынешнее вступление России в ВТО означает формальное снятие преград на пути российских товаров на международный рынок с одновременным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей.
В таких условиях очевидна необходимость совершенствования порядка и методов проведения экономического анализа в целях антимонопольного регулирования. Принятие антимонопольным органом верных решений напрямую зависит от качества предварительно проведенного экономического анализа. В свою очередь проблема практической применимости утвержденных ФАС России методов при проведении анализа состояния конкуренции в современных условиях и на ближайшую перспективу нуждается в объективном и всестороннем исследовании».
2. По второму вопросу выступила ведущий специалист-эксперт Пахарукова Юлия Сергеевна, огласившая основные методы и приемы позиционирования Курганского УФАС России в СМИ: «Ежегодно составляется План адвокатирования конкуренции. В течении года происходит поэтапное его осуществление методами рассылки пресс-релизов по наиболее значимым и интересным делам, для последующего опубликования в СМИ, проведение открытых заседаний рассмотрения дел с присутствием представителей СМИ, пресс-конференций и круглых столов, выступлений на радио и телевидении руководителя Курганского УФАС и заместителя руководителя.
В рамках адвакатирования конкуренции в 2012-2013 годах руководителем Курганского УФАС России Гагариной Ириной Владимировной проведено 6 пресс-конференций, за 2012 года организовано и проведено 8 семинаров и «круглых столов» с представителями бизнеса, власти и общественными организациями, дано 2 интервью на радио, с января этого года по сегодняшний день размещено 114 публикаций в СМИ.
В феврале 2013 года Управлением проведен конкурс детских рисунков «Моя страна- мое Зауралье», приуроченный к 70-летию Курганской области. Возраст юных участников от 1,5 до 16 лет.
С 23 по 24 мая 2013 года на форуме Предпринимателей Курганской области руководитель Курганского УФАС России выступала с докладом на тему «Проблемы и практика преодоления административных и экономических барьеров входа на товарные и финансовые рынки».
С мая 2013 года Курганское УФАС России осуществляет взаимодействие с Гражданским форумом Уральского ФО (в состав форума входят около 150 ведущих некоммерческих организаций). На сайт данного форума направляется наиболее значимая и интересная информация по работе Управления. Данный сайт создан для оценки работы государственных органов. Любой желающий может зайти на указанный сайт, зарегистрироваться и оценивать работу того или иного госоргана.
4-5 июня 2013 года в г. Шадринске на базе санатория «Жемчужина Зауралья» был проведен региональный семинар-совещание, рассматривались следующие темы: «Судебная и административная практика применения антимонопольного законодательства. Вопросы административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства» и «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства, возникающие в связи с установлением доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках».

Решили:
1. Принять к сведению информацию специалистов Курганского УФАС России об экономическом анализе в антимонопольном решулировании, а также о методах и приемах позиционирования Курганского УФАС России в СМИ.
2. Членам ОКС подготовить вопросы для следующего заседания ОКС, которое состоится в ноябре 2013 года.

Дата проведения Совета: 
15 августа 2013, 10:12