• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол №1 Заседания Общественно-консультативного Совета

Присутствовали:
Гагарина И.В. - сопредседатель Совета, руководитель Курганского УФАС России;
Камшилов И.А. - сопредседатель Совета, Курганское областное отделение общественной организации «ОПОРА России», член Курганской городской общественной палаты;
Бынзер О.С. - начальник отдела Курганского УФАС России, ответственный секретарь Совета;
Попов А.И.- исполнительный директор Агропромышленного союза товаропроизводителей Курганской области;
Вешнякова  Т.Н.- исполнительный директор Некоммерческого партнерства «ТСЖ г. Кургана и Курганской области;
Повестка дня:
1. Итоги работы Курганского УФАС России в 2013 году.
Докладчик: Гагарина Ирина Владимировна-руководитель управления.
     2. Формирование плана работы на 2014 год.
    Докладчик: Бынзер Ольга Сергеевна- начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства.
Повестку дня утвердили единогласно.
По первому вопросу выступила руководитель управления Гагарина И.В.
Отметила, что в 2013 году мы постарались сделать упор именно на решение вопросов защиты конкуренции. И при реализации данного направления не только пресекалась монополистическая деятельность на рынках, но и велась работа по устранению антиконкурентных действий органов власти.
На протяжении всего 2013 года Курганским УФАС России проводилась работа по экспертизе правовых актов органов власти, всего было проанализировано более 600. В результате 25 правовых актов органов местного самоуправления, признаны противоречащими антимонопольному законодательству. Суть всех выявленных нарушений заключается в том, что органы местного самоуправления на уровне своих правовых актов попытались установить так называемые административные барьеры для субъектов предпринимательства, причем необоснованные и противоречащие законодательству.
Так, например, Постановлением Главы Целинного сельсовета в 2010 году был утвержден порядок организации деятельности ярмарок на территории с.Целинное. Данным порядком было предусмотрено, что торговые места для осуществления торговой деятельности на ярмарке предоставляются в первую очередь продавцам, реализующим товары собственного производства. С одной стороны, замечательно конечно, что в селе Целинное уделяется особое внимание производителям, но с другой стороны орган власти не должен забывать о том, что обязан обеспечивать предпринимателям равный доступ на рынок, в том числе и путём предоставления торговых мест на ярмарках.
По итогам рассмотрения дела, возбужденного в отношении Администрации Целинного сельсовета было вынесено решение о нарушении положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О защите конкуренции".
Администрация Целинного сельсовета оперативно внесла изменения в свое Постановление и устранила указанное нарушение, а самое гланое – устранила административный барьер входа на рынок розничной реалзации на ярмарках. Несмотря на добровольное устранение нарушения должностному лицу Целинного сельского совета назначен административный штраф в размере 15 000 руб., данный штраф оплачен.
   Курганским УФАС России в 2013 году проведено 23 проверки по соблюдению положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и выявлено только одно нарушение – то о котором я уже рассказала.
Одной из функций антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и организациями, наделенными полномочиями органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Мы считаем эту тему для себя приоритетной, поскольку Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" вступил в силу сравнительно недавно – с июля 2010 года, а в полную силу заработал лишь с июля 2012 года и в связи с этим, административная и судебная практика по применению этого закона еще не сложилась. В таких условиях органы власти и прежде всего органы местного самоуправления допускают ошибки. В 2013 году выявлено 15 фактов установления необоснованных и незаконных требований при предоставлении государственных и муниципальных услуг. При этом работа по выявлению нарушений проводилась без наличия каких либо жалоб предпринимателей с целью предупреждения возникновения конкретных негативных последствий. Необходимо отметить, что по всем фактам нарушений меры принимались незамедлительно.
Практика Курганского УФАС России показала, что существуют сложности в применении Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, что послужило основанием для создания в 2013 году при Курганском УФАС России экспертного совета в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг на котором компетентные органы власти обсуждали проблемы и вырабатывали пути их решения.
В 2013 году выявлено 17 фактов нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Нарушения заключались либо в предоставлении имущества без торгов, либо в необоснованном недопуске лиц к участию в торгах. Такие факты были установлены в отношении администрации города Кургана, администрации Катайского района, администрации Целинного района, Центра им.Илизарова. Наличие таких нарушений удивляет, поскольку требования законодательства о проведении торгов существуют давно и должно быть известны должностным лицам, что бесспорно свидетельствует о коррупции в данной сфере.
Самым пожалуй, популярным в обществе направлением деятельности Курганского УФАС России является контроль государственного и муниципального заказа. При реализации данной функции в 2013 году Курганским УФАС России рассмотрено 190 жалоб и проведено 135 плановых и внеплановых проверок. В результате проведенной работы заказчикам выдано 105 предписаний об устранении допущенных нарушений. Можно сказать, что это уже закрытая страница нашей истории, поскольку с 1 января 2014 года Федеральный закон «О размещении заказа….» отменён и ему на смену принят Федеральный закон «О контрактной системе….». Так что, ближайшая перспектива деятельности Курганского УФАС России в сфере госзаказа – формирование новой практики применения Федерального закона «О контрактной системе….».
В сфере пресечения монополистической деятельности в ушедшем году традиционно поступало большое количество заявлений о нарушениях в сферах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Это так называемые сферы деятельности субъектов естественной монополии, в которых конкуренции быть не может исходя из специфики предоставляемых услуг. К сожалению именно в этих сферах больше всего признается нарушений.
Несмотря на то, что на сегодняшний день наработана большая административная и судебная практика по фактам нарушения процедуры технологического присоединения к электрическим сетям, данные нарушения по-прежнему имеют место быть.
Так, в частности, в 2013 году Курганским УФАС России рассмотрено дело по заявлению гражданина, содержащему жалобу на действия ОАО «РЖД», которое по мимо того, что обеспечивает перевозки железнодорожным транспортом, является еще и сетевой организацией, осуществляющей присоединение к электрическим сетям. Суть дела заключается в следующем.
 
В апреле 2012 года гражданин обратился с заявкой в Курганскую дистанцию электроснабжения Южно-Уральской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на технологическое присоединение к электрическим сетям своего земельного участка, расположенного в с.Путейский на ст.Утяк. На этом земельном участке гражданин построил дом и планировал в нем проживать. В ответ ОАО «РЖД» предложило данному гражданину присоединение к сетям по индивидуальному проекту  с  расчетной  платой  1 478 595,31 рублей.
Плата за технологическое присоединение подлежит  государственному регулированию.  Курганским УФАС России было установлено, что в нарушение требований законодательства ОАО «РЖД» не обращалось в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области за установлением тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям и для потребителей Курганской области на 2013 год не были установлены дифференцированные ставки платы  за мощность.
  В действиях ОАО РЖД установлено нарушение антимонопольного законодательства и предписано осуществить мероприятия по присоединению сетей гражданина к сетевому хозяйству ОАО РЖД.
Данное решение было обжаловано ОАО РЖД, но Арбитражный суд Курганской области и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержали позицию Курганского УФАС России. Надеемся, что в этом году гражданин получит долгожданную электрическую энергию и сможет проживать в построенном доме.
На основании принятого решения ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 512 500 рублей.
Достаточно новым направлением в практике Курганского УФАС России является пресечение недобросовестных действий участников торгов. Наиболее ярким примером является дело, рассмотренное в отношении Курганского ДОСААФ.
Рассмотрение данного дела началось с того, что в Курганское УФАС России поступили заявления Уральского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», ОАО «Авиакомпания «Ютэйр», ЗАО «Ютэйр-Карго», ООО «Авиакомпания «СИБИА» в которых сообщалось, что негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования «Курганский авиационно-спортивный клуб имени дважды Героя Советского Союза К.А. Евстигнеева Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России») не имея договора на метеорологическое обслуживание, участвовало в открытых аукционах в электронной форме, проводимых государственными заказчиками на авиационные работы и как победитель заключало государственные контракты.
Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами производства полетов государственной авиации предусмотрено требование выполнять полеты исключительно при наличии метеорологической информации. Указанное положение распространяется на все полеты воздушных судов, в том числе и при осуществлении авиационных работ.
Курганский ДОСААФ это требование не выполнил, сократив таким образом свои расходы на выполнение авиационных работ. Именно это обстоятельство позволило клубу понизить цену контракта на аукционе ниже конкурентов и выиграть аукцион.
Комиссия Курганского УФАС России признала в действиях НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими участниками открытых аукциона на проведение авиационных работ, проведенных в 2012-2013 годах, при нарушении требований законодательства РФ.
  В 2014 году мы планируем продолжить работу по защите конкуренции, разработан план, предусматривающий перечень самых разных мероприятий. Будут не только проводиться проверки и рассматриваться жалобы. Мы планируем провести несколько исследований на предмет наличия административных и экономических барьеров и эти исследования коснутся сферы производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в сфере торговли, промышленности, жилищных услуг.
2. По второму вопросу обсудили план работы на 2014 год . Были даны разъяснения о приоритетности вопросов, поставленных на обсуждение.
3. Также предметом обсуждения ОКС стали проблемы  в сфере ЖКХ, вопросы выделения грантов и субсидий сельхозпроизводителям.

Решили:
1. Принять к сведению информацию руководителя Курганского УФАС России Гагариной И.В.
2. Одобрить план работы на 2014год.

 

Дата проведения Совета: 
27 марта 2014, 14:19