Чиновников и коммунальщиков Кургана рассорил «Квартирный вопрос»

Сфера деятельности: ЖКХ

 

Новый проект связанных между собой курганских управляющих компаний стал предметом разбирательства областного управления антимонопольной службы. Речь идет о страховании жилья, которое коммунальщики включили в квитанции жильцов. Самое интересное, что с жалобами в ФАС обратились даже не жители, а администрация Кургана и одна из страховых компаний. В управляющих организациях заявляют, что не нарушали законодательство, а реализуют свой проект в интересах своих клиентов – жильцов. А источники Znak.com в коммунальной сфере предполагают, что против управкомпаний идет массированная атака, у которой могут быть политические и экономические мотивы. Подробности – в нашем материале.

 

Курганское управление Федеральной антимонопольной службы 20 ноября рассмотрит дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОСАО «Ингосстрах» федерального закона «О защите конкуренции». Как сообщается на сайте УФАС, еще 23 июня в управление с жалобой обратилась администрация Кургана. Чиновники сообщили, что в квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг жителей города включена строка «добровольное страхование», кроме того, к ним прилагаются полисы «Квартирный вопрос» – договоры страхования имущества и гражданской ответственности с «Ингосстрахом». При этом «Ингосстрах» указан в качестве единственной страховой организации.

 

Речь идет о жителях, дома которых обслуживают курганские управляющие организации ООО «Содружество» (ранее – ООО «УО “Риск”»), ООО «УО “Волна”», ООО «УО “Спектр”» и ООО УК «Строитель – 97».

 

Как выяснило УФАС, «Ингосстрах» заключил с этими компаниями договоры об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования. Вместе они разработали полис «Квартирный вопрос». Собственники и наниматели жилья, живущие в домах, которые обслуживают эти УК, стали получать квитанции с дополнительной графой «Добровольное страхование» и прикрепленным к нему уже заполненным бланком страхового полиса. Этот полис, по данным управления, защищает по полному пакету рисков на срок 1 месяц: от пожара, взрыва, повреждения водой, механического повреждения, противоправных действий третьих лиц (кража с незаконным проникновением, грабеж, разбой, умышленные действия), стихийных бедствий, теракта. Стоимость платежа за страховой полис – 145 рублей.

 

Кроме того, между управкомпаниями и коммерческой организацией ООО «ЕРЦ “Прогресс”», которая принимает денежные средства от населения за жилищно-коммунальные услуги, были заключены агентские договоры на прием платежей абонентов. В квитанции была включена дополнительная строка «Добровольное страхование».

 

Курганское управление ФАС письменно опросило граждан, живущих в домах, которые обслуживают ООО «Содружество» (ранее – ООО «УО “Риск”»), ООО «УО “Волна”», ООО «УО “Спектр”» и ООО УК «Строитель – 97». Одна из жительниц сообщила, что не обращалась в «Ингосстрах» с письменными и устными заявлениями по поводу заключения договора страхования имущества и расценила этот факт как навязывание услуг страховой компании. Она также высказала свое право на свободный выбор страховой компании и размер страховой премии. Другая отметила, что расценила данную услугу как обязанность, восприняла ее как составную часть коммунальных услуг и оплатила ее. Еще один курганец оплатил услугу «добровольное страхование» ошибочно. А сразу шесть человек восприняли ее как добровольную.

 

Любопытно, что Курганское УФАС не только письменно опросило граждан, но также разместило опрос в сети Интернет. Как итог: 87% респондентов ответили, что осознают свое право на свободный выбор страховой компании, а 13% – что не осознают.

 

22 сентября в курганское УФАС поступило еще одно заявление – от ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО». Компания возмутилась по поводу недобросовестной конкуренции со стороны «Ингосстраха», который, по ее мнению, навязывал дополнительные услуги по добровольному имущественному страхованию. Управляющие компании – ООО «Содружество», ООО «Управляющая организация “Волна”», ООО УК «Строитель – 97» и ООО «Управляющая организация “Спектр”» – выступают в этом деле как заинтересованные лица.

 

Между тем как выяснил Znak.com, управляющие компании (все они связаны между собой) не согласны с высказанными претензиями. Как пояснил нашей интернет-газете представитель учредителей этих УК Игорь Тихонов, проект, ставший предметом разбирательства, прорабатывался давно. «Этим вопросом в той или иной степени наши компании задавались, начиная с 2009 года, – отметил Тихонов. – На многих собраниях с собственниками многоквартирных домов поднимался вопрос о возмещении ущерба по различным случаям: затопление, действия третьих лиц, гражданская ответственность за нанесение ущерба нижележащей квартире и т.д. Мы преследовали цель расширить комплекс услуг, которые мы с привлечением каких-либо партнеров можем предоставить, и снизить, так скажем, мытарства населения по этому вопросу».

 

 

Игорь Тихонов - представитель управляющих компаний, которые воюют с мэрией, и несостоявшийся соперник Александра Поршаня на прошедших выборах  

 

Тихонов подчеркнул, что это равносильно тому, как в свое время, в 2009 году, управкомпании открыли интернет-портал для собственников (еще до внедрения 731-го постановления о раскрытии данных о деятельности компании), где люди в онлайн-режиме получают всю необходимую информацию о состоянии лицевого счета своего многоквартирного дома. «Мы постоянно думаем, чем мы как управляющая организация еще можем сделать лучше жизнь людей, доверивших нам управление своим имуществом», – поясняет он.

 

По словам Игоря Тихонова, реализация проекта обсуждалась не только с «Ингосстрахом», но и с другими компаниями – «АльфаСтрахованием» и «Росгосстрахом». Но достигнуть договоренности не удалось, поскольку компании предлагали не столь удобные условия и более высокую цену за услуги: 6 тыс. рублей в год.

 

«Согласитесь, 6 тыс. рублей в год заплатить человеку не совсем удобно, – отмечает Тихонов. – Давайте смоделируем ситуацию. В случае с «Ингосстрахом» человек может заплатить 145 рублей и застраховаться лишь на 1 месяц. Это удобно. Допустим, я поехал в отпуск, у меня наверху живет Иван Иванович, который, может быть, ведет несколько аморальную жизнь, и я опасаюсь, что он в период моего отсутствия затопит меня, а я, в свою очередь, насквозь протоплю квартиру ниже. Мне удобно застраховаться именно на месяц – на период, когда я отсутствую. В случае с другими страховыми компаниями речь шла о периоде страхования «год». Одной двенадцатой этого периода никто не предлагал. Ну и, кроме того, это было дороже».

 

«В итоге мы разработали быстрый, недорогой, удобный способ сохранения имущества граждан – так называемый полис «Квартирный вопрос», – продолжает собеседник Znak.com. – Жители обслуживаемых нами домов с мая 2014 года начали получать этот полис вместе с информационным листом об оплате, в который была включена дополнительная строка “Добровольное страхование”».

 

Число граждан, заключивших договор страхования с «Ингосстрахом», не превышает 1% от количества жилфонда, уточнил Игорь Тихонов.

 

По поводу того, давали ли жильцы согласие на обработку своих персональных данных, Тихонов пояснил: начиная с 2008 года, при заключении договоров с собственниками подобный пункт был прописан в договорах на управление многоквартирными домами. Кроме того, с людей брали заявления о согласии на обработку персональных данных. «Но в случае сотрудничества с «Ингосстрахом» персональные данные не передавались, – подчеркнул он. – Передавались только лишь открытые данные: улица, дом, квартира. Мы эти данные можем увидеть на любом подъезде». Уже потом, по его словам, если человек решал заключить договор с «Ингосстрахом», он давал согласие на обработку своих персональных данных непосредственно страховой компании.

 

За все время действия проекта жалоб от жильцов по поводу появления полиса «Квартирный вопрос» и дополнительной строки в квитанциях не поступало, уточнил представитель учредителей УК. «Было несколько жалоб лишь на то, что люди не могли оплатить эту услугу в Сбербанке. Как мы выяснили, автоматизированное рабочее место оператора по приему платежей в Сбербанке допускает количество строк «16», а наша строка вылезла 17-ой, и люди не могли заплатить. Были жалобы только подобного характера», – добавил он.

 

Кроме того, по словам Игоря Тихонова, прежде чем запустить проект, разъяснения по нему публиковались дважды – в декабре и в июне – в информационном бюллетене «Новая волна Курган», который приходит в почтовые ящики домов, обслуживаемых организациями. «Ингосстрах» также давал пояснения по этому вопросу – в газете «Курган и курганцы».

 

Игорь Тихонов добавил, что ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО», подавшая заявление в УФАС, не обращалась к собственникам управкомпаний ни с какими инициативами. В этой страховой компании Znak.com сегодня дать комментарии по ситуации не смогли: там пояснили, что директор находится в отпуске, а его заместитель – в командировке.

 

Управляющие организации, в свою очередь, надеются, что «Ингосстрах» отстоит свое право работать вместе с УК. «Кто-то сделал лучше, и кому-то это не понравилось – я расцениваю происходящее только так», – говорит Тихонов.

 

Источники Znak.com в коммунальной сфере Кургана тем временем заявляют, что к ситуации мог привести конфликт собственников ООО «Содружество», ООО «УО “Волна”», ООО «УО “Спектр”» и ООО УК «Строитель – 97» с администрацией города. Версию давления подтверждает тот факт, что в УФАС обратились не собственники жилья, а именно мэрия Кургана. Как рассказал источник, «УК, о которых идет речь, считаются одними из лучших в городе, но их владельцы слишком самостоятельные – они отказались, скажем так, «сотрудничать», у них возникли финансовые разногласия с чиновниками. Ранее у них уже забрали муниципальные площади, на которых они располагались».

 

Еще один любопытный момент в этой истории – то, что Игорь Тихонов, как и несколько других коммунальщиков, в этом году пытался баллотироваться в Курганскую городскую думу. Он выдвигался в парламент от «Российской партии пенсионеров за справедливость» по 18-му округу (на нем в итоге победил нынешний сити-менеджер Кургана Александр Поршань), но не прошел регистрацию из-за ошибок в документах. 

Под угрозой оказался проект несостоявшегося соперника сити-менеджера