Информация о выполнение Курганским УФАС России плана мероприятий, направленных на реализацию Послания Президента Федеральному собранию РФ от 12.12.2012 г. за 4 кв. 2013 года

Категория отчета: Статистика и отчеты

Информация о выполнение Курганским УФАС России плана мероприятий, направленных на реализацию Послания Президента Федеральному собранию РФ от 12.12.2012 г. за 4 кв. 2013 года

Экономический блок.
1.1.Мероприятия по реализации задачи - развитие малого и среднего предпринимательства, а также повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг.
Сотрудниками Курганского УФАС России проведена проверка Администрации Шатровского сельсовета Курганской области. В ходе проверки проанализированы постановления Администрации Шатровского сельсовета.
В проверяемый период Администрация Шатровского сельсовета договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, находящегося в собственности Шатровского сельсовета не заключала, согласования Администрацией Шатровского сельсовета не осуществлялись, торги на заключение договоров с финансовыми организациями в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции не проводились, договоры не заключались.
Анализ положений распоряжения Главы Администрации Шатровского сельсовета от 15.01.2013 года № 6 «Об оказании материальной помощи» показал, что на основании данного акта Администрация Шатровского сельсовета на основании заявления индивидуального предпринимателя оказала материальную помощь в размере 10000 (десять тысяч) рублей на благоустройство территории определенного кафе.
Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий является муниципальной преференцией.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности пунктом 7 части 1 вышеуказанной статьи запрещаются предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях Администрации Шатровского сельсовета сотрудниками антимонопольного органа обнаружены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении муниципальной преференции ИП … в виде 10000 (десять тысяч) рублей на благоустройство территории кафе, в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции. Приказом №337 от 09 декабря 2013 года в отношении Администрации Шатровского сельсовета возбуждено дело №№ 201 по признакам нарушения Администрацией Шатровского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Анализ административного регламента по предоставлению Администрацией Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, а так же на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденный постановлением Администрации Шатровского сельсовета от 28.06.2012 года № 52,показал, что данный акт содержит требования о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающими в связи с предоставлением муниципальной услуги, что может препятствовать получению мунициапльной услуги и привести к ограничению конкуренции. Данное обстоятельство свидетельствует о признаках нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. По результатам проверки в отношении Администрацией Шатровского сельсовета возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В период с 07.10.2013 г. по 01.11.2013 г проведена проверка Шатровской сельской Думы. Выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для индивидуального предпринимателя, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. В отношении Шатровской сельской Думы возбуждено дело по факту обнаружения указанных выше признаков нарушения.
Также  в действиях Шатровской сельской Думы обнаружены признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии решения от 26.04.2011 года № 101 «Об утверждении Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения», на основании приказа руководителя Курганского УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Проверка в отношении Шатровской районной Думы показала, что решение Шатровской районной Думы от 26.10.2011 года № 163 «Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Шатровского района» содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по указанным признакам нарушения.
За период с 01.01.2011-07.10.2013 гг. Шатровская районная Дума решения о предоставлении муниципальных преференций не принимала, нормативные правовые акты об организации торговой деятельности на территории Куртамышского района не издавала.
По результатам проверки Варгашинской районной Думы, Администрации Варгашинского поссовета признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено. За анализируемый период Варгашинская районная Дума, Администрация Варгашинского поссовета решения о предоставлении муниципальных преференций не принимала, нормативные правовые акты об организации торговой деятельности на территории Куртамышского района не издавала.
Указанные выше дела о нарушении антимонопольного законодательства в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.
1.2. Мероприятия по реализации задачи - обеспечение недискриминационных условий ипотечного жилищного кредитования.
Курганским УФАС России 20 февраля 2013 года проведена пресс-конференция «Итоги деятельности Курганского УФАС России за 2012г», в ходе которой были освещены вопросы социальных последствий нарушений антимонопольного законодательства, в частности на примере  Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Проведено заседание общественно-консультативного совета при Курганском УФАС России, входе которого обсуждалась позиция антимонопольного органа по вопросам ипотечного кредитования.
В 2013 году Курганским УФАС России рассмотрено заявление гражданина на предмет проверки действий Департамента экономического развития и труда Курганской области, Главного управления образования Курганской области и ОАО «Курганская ипотечно - жилищная корпорация» требованиям антимонопольного законодательства.
Из содержания заявления следовало о нарушении антимонопольного законодательства со стороны указанных организаций, которое, по мнению заявителя,  выразилось в навязывании гражданам обязательного участия в ОАО «Курганская ипотечно - жилищная корпорация» для получения государственной поддержки по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области».
В ходе рассмотрения данного заявления и анализа дополнительно запрошенной информации признаки нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились.
Арбитражный суд Курганской области 29 ноября 2013 года признал недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 8 октября 2012 года по делу № 218. Таким образом, предписание антимонопольного органа, выданное в отношении АИЖК исполнению не подлежит.
1.3. Мероприятия по реализации задачи - повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественных монополий.
За отчетный период  Курганским УФАС России проведена плановая проверка в отношении Муниципального предприятия муниципального образования – город Шадринск «Водоканал» (далее – МП «Водоканал») на предмет соблюдения юридическим лицом требований антимонопольного законодательства. За период проведения проверки инспекцией Курганского УФАС России проведен выборочный анализ договоров водоснабжения и водоотведения, заключенных между МП «Водоканал» и абонентами – гражданами и юридическими лицами, а также договоров на отпуск холодной питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ  с юридическими лицами. В результате проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.
При этом антимонопольным органом по поступившему обращению через официальный сайт Курганского УФАС России, содержавшему жалобу на действия МП «Водоканал» по вопросу  размещения на официальном сайте МП «Водоканал» информации о  взимании  платы за услуги по опломбировке  водомера, платы за приемку (ввод) водомера в эксплуатацию, проведена проверка. По результатам проверки антимонопольным органом выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия) по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении МП «Водоканал», выразившегося в нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354.
В настоящее время предупреждение исполнено, внесены изменения в информационный материал, размещенный на официальном сайте МП «Водоканал».
В период с 01.10.2013 г. по 28.11.2013г. проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис», адрес местонахождения: 641100, Курганская область, г. Шумиха, ул. Белоносова, д. 30. В ходе проверки соблюдения антимонопольного законодательства проверялось наличие действий /бездействия Общества в сфере предоставления коммунальных услуг. Проверены журналы учета входящей корреспонденции, журналы учета исходящей корреспонденции за проверяемый период. Выборочно проверена входящая, исходящая корреспонденция, переписка с контрагентами, в том числе, по вопросам подключения к тепловым сетям ООО «Энергосервис», выборочно проанализированы договоры поставки тепловой энергии, заключенными между ООО «Энергосервис» и абонентами.
      Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило Общество о необходимости прекращения  нарушения антимонопольного законодательства, признаки которого были усмотрены комиссией в ходе проведения процедуры проверки. Срок исполнения предупреждения обозначен 25 декабря 2013года. 
1.4. Мероприятия по реализации задачи - развитие конкуренции в сфере торговой деятельности.
За отчетный период в Курганское УФАС России рассмотрено заявление ООО «ТД Алтайская крупа» на действия ООО «Компания «Метрополис», свидетельствующие о нарушении последним требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности (отказ от приобретения продукции).
Из анализа дополнительно полученной информации в ходе рассмотрения данного заявления, а также норм действующего законодательства в сфере торговой деятельности (Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) установлено следующее.
ООО «Компания «Метрополис» не осуществляет предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, кроме того с 2009 года общество применяет общую систему налогообложения, основным видом деятельности которого является оптовая торговля. В торговом реестре Курганской области ООО «Компания «Метрополис» не значится. Имущественный комплекс, в котором ООО «Компания «Метрополис» осуществляет реализацию товара, не обладает признаками объекта торговой сети, соответственно, имущественные объекты общества не образуют торговую сеть.
Следовательно, к заключаемым ООО «Компания «Метрополис» договорам поставки, в частности к договору, заключенному с заявителем,  не применимы нормы  антимонопольного законодательства, содержащие состав правонарушения, предусмотренного пп. а п1 части1 статьи 13 Закона о торговле. На основании изложенного по итогам рассмотрения заявления ООО ТД «Алтайская крупа» Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В настоящее время рассматривается заявление ООО ТД  «Алтайская крупа» на действия ООО «Гермес». Исследуются документы и письменные пояснения субъектов торговых отношений. Сделаны соответствующие запросы, которые позволят определить наличие/отсутствие признаков нарушения законодательства о торговой деятельности в Российской Федерации в деятельности ООО «Гермес».
В июне 2013 года антимонопольный орган принял участие в заседании «круглого стола» по обсуждению практики применения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», проводимом Курганским Региональным исполнительным комитетом Всероссийской политической партии «Единая Россия». На заседании участниками освещена ситуация на рынках розничной торговли в Курганской области, были затронуты вопросы доступа на рынок розничной и оптовой торговли субъектов малого и среднего бизнеса, обозначены барьеры доступа на указанные рынки.
1.5. Мероприятия по реализации задачи - повышение уровня конкурентоспособности организаций сферы жилищных услуг.
За 2013год в Курганское УФАС России поступило на рассмотрение 2  заявления, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых бытовых отходов. По результатам исследования поступивших документов и информации Курганским УФАС России были вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по одному факту обращения. Основанием для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось то, что имело место быть вступившее в законную силу решение антимонопольного органа по аналогичным доводам подателя жалобы. Пункт 4 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусматривает,  что антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если имеется вступившее в силу решение антимонопольного орган по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением.
Другое обращение оставлено без рассмотрения в соответствии со ст.44 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, по результатам проверки Шатровской сельской Думы выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для индивидуального предпринимателя, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке по сбору и вывозу твердых бытовых отходов; возбуждено дело по факту обнаружения указанных выше признаков нарушения.
1.6. Мероприятия по реализации задачи – улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства.
В сентябре 2013 года Курганским УФАС России подготовлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Курганской области.
Анализ выполнен во исполнение п. 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2013 №773/12, с целью оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, установление доминирующего положения ВИНК на региональном рынке.
Определение географических границ товарного рынка производилось исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций. Основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются:
расположение АЗС;
расстояние до АЗС;
маршрут следования до АЗС;
транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива. 
Водители автотранспортных средств, проживающие и работающие на территории Курганской области, заправляют автомобили на тех автозаправочных станциях, которые расположены по пути следования транспортного средства. Обычно автозаправочные станции расположены в каждом районном центре субъектов РФ, а также вдоль дорог с активным дорожным движением. Учитывая обстоятельства перечисленные выше, географические границы рынка услуг розничной реализации дизельного топлива – административно-территориальные границы Курганской области.
По результатам анализа выявлено 29 субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на розничном рынке дизельного топлива.
Определены барьеры входа на указанный выше рынок, к ним  относятся экономические ограничения:
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого оптимального объема производства с минимумом издержек.
К административным ограничениям входа на данный рынок относятся; необходимость получения лицензии, экологические ограничения, трудности в получении земельных участков.
Наличие среди действующих на розничном рынке вертикально- интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа на рынок.
В результате проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива, на территории Курганской области, в 2012 году, было установлено, что конкуренция на рынке услуг розничной реализации дизельного топлива на территории Курганской области в 2012 году являлась не развитой; на обозначенном товарном рынке осуществляют деятельность несколько хозяйствующих субъектов – вертикально-интегрированных компаний (Лукойл, Роснефть, Газпром), из них ОАО «НК «Роснефть»- Курганнефтепродукт» занимает доминирующее положение, с долей рынка – более 35%.
За отчетный период обращений, материалов по признакам нарушений на рынке мелкооптовой торговли дизельным топливом в Курганское УФАС России не поступало.
Государственно-правовой блок.
2.1. Мероприятия по исполнению задачи - контроль за доходами лиц, занимающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации, доходами супруга (супруги) и несовершеннолетних детей
Курганским УФАС России проведена проверка соблюдения требований к служебному поведению в части предоставления достоверных и полных сведений о дохода, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Нарушений по факту включения в декларацию неполных сведений о доходах не установлено.
Кадровый блок.
3.1. Мероприятия по исполнению задачи - реализация государственной кадровой политики территориальными органами федеральных органов исполнительной власти
В период с 01.01.2013 по 25.12.2013 года 5 специалистов Курганского УФАС России прошли обучение на курсах повышения квалификации, организованных Учебно-методическим центром ФАС России (г.Казань),  по темам «Федеральная контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», организованных Учебно-методическим центром ФАС России (г.Казань); «Теория конкурентного права и практика антимонопольного регулирования»; «Правовое, документационное и психологическое обеспечение кадровой работы», «Современный менеджмент в сфере государственного управления». На курсах, организованных Минэкономразвития на базе Курганского филиала РАНХ и ГС, обучение прошли 4 сотрудника по темам:  «Государственная политика в сфере противодействия коррупции», «Государственная конкурентная политика».
Антимонопольным органом проведено два конкурса на включение в кадровый резерв Курганского УФАС России – 20 июня 2013года и 22 октября 2013 года.
В отчетный период проведено обучающее тестирование четырех новых сотрудников.
17 декабря 2013 года проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Блок информационного обеспечения реализации общественно-политических задач Послания.
4.1. Мероприятия по исполнению задачи - повышение эффективности взаимодействия со СМИ и институтами гражданского общества
В ноябре 2013 года Курганское УФАС России приняло участие в межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов города Кургана по вопросу принятия дополнительных мер по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок, размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
На заседании участниками отмечено о высокой доли в выявленных нарушениях в указанной сфере нарушений по заключению муниципальных контрактов на бесконкурсной основе, нарушений сроков исполнения контрактов, невыполнение основных условий  контрактов. Участники совещания  обсудили практику Курганского УФАС России в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Прокуратуре города Кургана, УМВД России постановлено ежемесячно анализировать практику антимонопольного органа в указанной сфере.
В отчетном периоде специалисты Курганского УФАС России приняли участие и выступили с докладами на совещании уполномоченных контрольных органов в сфере размещения заказов с повесткой «Об итогах контрольной деятельности и взаимодействию уполномоченных контрольных органов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в 2012 году (проблемы и пути решения)», проводимом  Правительством Курганской области, а также на форуме по теме: «Госзаказ. Проблемы. Перспективы. Итоги» и «Торги: антимонопольное регулирование», организованном консалтинговой компанией «ФормаТ».
Проведена работа по определению и утверждению состава экспертного совета по развитию конкуренции в сфере ЖКХ при Курганском УФАС России, утверждено положение о совете и его состав, в который будут входить сотрудники Курганского УФАС России, а также в качестве заместителя председателя совета - советник главного федерального инспектора в Курганской области Бакарджиев В.Д., члены совета – уполномоченные сотрудники Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области, Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Департамента ЖКХ и строительства Администрации города Кургана, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области и Государственной жилищной инспекции по Курганской области.
24 апреля 2013 года, 14 ноября 2013 года проведены заседания экспертного совета при Курганском УФАС России по развитию конкуренции в сфере ЖКХ. На обсуждение были вынесены ряд проблемных вопросов по обеспечению населения услугами газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, поднимались вопросы законности взимания платы за услуги на общедомовые нужды. Протоколы  заседаний совета размещаются на официальном сайте Курганского УФАС России, поэтому любое заинтересованное лицо может ознакомиться с повесткой заседания и решениями совета.
Курганским УФАС России еженедельно размещаются информационные материалы по делам управления, аналитические отчеты, результаты проверок, информация о мероприятиях на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru.
В  декабре 2013года в ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» состоялось обучение специалистов, которое проведено сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в форме лекции-беседы.
Данное обучение состоялось в рамках реализации соглашения о взаимодействии ГБУ «МФЦ» и антимонопольного органа при предоставлении государственных услуг по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На лекции рассмотрены вопросы по предоставлению государственных услуг по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, затронуты вопросы рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В отчетном периоде Курганским УФАС России  подготовлены и выборочно разосланы хозяйствующим субъектам, органам власти, органам местного самоуправления информационные материалы по вопросам недобросовестной конкуренции, сговорам на торгах.
4-5 июня 2013 года Курганским УФАС России проведен региональный семинар-совещание территориальных органов ФАС России Уральского округа. В рамках регионального семинар-совещания обсуждались вопросы «Антимонопольное регулирование сферы ЖКХ, в том числе проблемы по применению антимонопольного законодательства в отношении управляющих компаний». Докладчиками по данному вопросу выступили Соловьев В.В. - начальник Управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов, а также сотрудники Свердловского и Челябинского УФАС.
Ознакомиться с презентациями докладов сотрудников ТО ФАС России можно ниже.
Доклады участников семинара и презентации выступлений размещены на официальном сайте Курганского УФАС России http://kurgan.fas.gov.ru в разделе «Новости».
12 декабря Курганское УФАС России подвело итоги конкурса рефератов среди студентов высших и средних учебных заведений и признало победителем Анну Крамаренко, студентку 5 курса экономического факультета Курганского государственного университета, представившую работу на тему «Антимонопольный контроль в сфере рекламы». Данное мероприятие было реализовано с целью повышения информированности общественности о деятельности Курганского УФАС России, в частности студентов вузов региона.
В рамках проведения обучающих мероприятий Курганским УФАС России проведены
- обучающий семинар в Прокуратуре Курганской области по 44 - ФЗ – 13 декабря «Изменения федерального законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. «Основы федеральной контрактной системы»; 
- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках курсов повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» проходивших в Курганском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- лекции в Администрации г. Кургана – учебный семинар (О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.)
- лекции в Институте развития  по теме «Государственный и муниципальный заказ. Контрактная система»