25 февраля 2015 года Госдума приняла в окончательном, третьем, чтении правительственные поправки в Уголовный кодекс РФ (законопроект № 260190-6), призванные повысить эффективность предупреждения и пресечения картельных соглашений

Принятым законом вносятся изменения в статью 178 УК, которая сейчас именуется "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Она получает название "Ограничение конкуренции". Предусмотренный ею состав преступления формулируется в части первой в новой редакции – "ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере".

"Предлагаемые правки юридико-технического характера обусловлены сложившейся практикой неправильного толкования действующей редакции указанной статьи", – отмечали разработчики проекта закона из ФАС России. Действующая редакция части первой статьи 178 позволяет правоприменителю рассматривать такие способы нарушения антимонопольного законодательства, как картельное соглашение и неоднократное злоупотребление доминирующим положением, не в качестве альтернативных, а в качестве обязательных в совокупности. Кроме того, исходя из возможного толкования действующей редакции статьи 178, уголовному преследованию подлежат не сами по себе картельный сговор или неоднократное злоупотребление доминирующим положением, а такие сговор или злоупотребление, которые привели к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

Первоначально законопроект содержал также поправки в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" о возможности использования органами ФАС при рассмотрении заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства результатов ОРД, полученных в целях выявления признаков преступления по статье 178 УК РФ. Предполагалось, что они должны будут направляться в антимонопольный орган органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, во внесенной правительством редакции законопроекта "для уточнения практики возбуждения уголовных дел по статье 178 УК РФ" предлагались поправки в статью 23 Закона "О защите конкуренции", предусматривающие наделение антимонопольного органа полномочием по направлению правоохранительным органам материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В итоговом редакции документа сохранились лишь поправки в Уголовный кодекс.