О проблемах подключения к сетям газоснабжения

                       

 

    13 марта 2015 года в Курганском УФАС России состоялось первое в этом году заседание экспертного совета при Курганском УФАС России по развитию конкуренции в сфере ЖКХ.    

В ходе заседания члены совета утвердили план работы Экспертного совета по проблемам ЖКХ Курганской области на 2015 год, а также обсудили проблемные вопросы применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314.

Как выяснилось одного заседания Совета не достаточно для обсуждения всех проблем  ных вопросов возникающих при реализации Правил. Были высказаны предложения обсудить складывающуюся правоприменительную практику, в рамках следующих заседаний Совета.

Так, генеральным директором ОАО «Кургангоргаз», ОАО «Курганоблгаз» и ОАО «Газпром газораспределение Курган» Поповым О.В. высказано предложением обсудить проблемные вопросы при подключении (технологическом присоединении) к сетям газопотребления принадлежащим лицам, не имеющим статус газораспределительной организации, а также к бесхозяйным сетям газораспределения. Попов О.В. указал, что при решении данного вопроса необходимо добиться обеспечения баланса интересов собственников систем газопотребления и потребителей газа.

Курганским УФАС России было высказано мнение, что осуществление мероприятий по подключению в существующий газопровод вправе выполнять только газораспределительные организации (ГРО).

 Пункт 2 Правил №1314 дает следующее определение - подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства;

Согласно пункта 60 Правил №1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с подпунктом «г» пунктом 83 Правил №1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Приказ ФСТ России от 28.04.2014 №101-э/3 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" вступил в законную силу 22.06.2014г, с этого момента данный вид услуг подлежит тарифному регулированию.

Статьей 23.2. Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Таким образом, подключение (технологическое присоединение), в том числе и врезка в существующий газопровод осуществляется только ГРО, при этом размер платы за подключение определяется органом регулирования и не может определяться соглашением сторон договора.

Курганское УФАС России полагает недопустимыми факты осуществления врезок в существующий газопровод лицами, не являющимися ГРО на основании прямого договора с потребителями, в том числе и договоры размер платы за врезку в которых определен соглашением сторон.

При этом, законом не исключается возможность выполнения мероприятий по подключению от имени ГРО лицами не обладающими статусом ГРО в соответствии договором между ГРО и таким лицом, при условии, что размер платы за подключение для потребителя будет определен в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном законом порядке.

ФАС России ведется работа по подготовке предложений о внесении изменений в Правила №1314.

Так, Советом руководителей территориальных органов ФАС России в Уральском федеральном округе 28 февраля 2015 гда принято решение направить в ФАС России следующие предложения по внесению изменений в Правила №1314 и иных нормативно правовых актов, а также по развитию конкуренции на рынке ВДГО:

- полномочия ФАС России по проверке обоснованности отказа исключить, закрепив их за органами Ростехнадзора;

- разработать и утвердить типовые формы документов (договоры, акты и т.д.), необходимые для подключения (технологического присоединения);

- дифференцировать плату за подключение в зависимости от мощности, протяженности сетей и т.п.;

- конкретизировать требования к ситуационному плану, срокам и точке присоединения;

- разработать порядок «опосредованного присоединения», в том числе через бесхозяйные сети, а также урегулировать отношения между смежными сетевыми организациями;

- решить проблему возникновения бесхозяйных сетей, возникающих при подключении (технологическом присоединении) в порядке, предусмотренном п. 112. Правил;

- регламентировать сроки проведения проверки выполнения технических условий к существующим сетям газораспределения, а также сроков осуществления фактического присоединения;

- предусмотреть административную ответственность за нарушение Правил (ст. 9.21 КоАП РФ);

- проработать вопрос о возможности лицензирования деятельности по ВДГО и  определения государственного органа, осуществляющего  надзор за безопасностью эксплуатации ВДГО.