Изменение законодательства в сфере передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

 

Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство в сфере теплоснабжения и водоснабжения (данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, однако некоторые положения вступили в силу со дня его опубликования, т.е. с 08.05.2013 г. Изменения относительно заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения вступили в силу со дня опубликования Закона).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Аналогичные изменения содержатся в части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которой передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения (аналогичные требования применимы и к объектам водоснабжения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса,  не превышает пять лет, то передача прав владения и (или) пользования в отношении таких объектов возможна путем заключения договора аренды.

Также следует отметить, что при передаче прав владения и (или) пользования в отношении названных объектов необходимо руководствоваться и нормами антимонопольного законодательства (при заключении договоров аренды).

 Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено - заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (за исключением случаев предусмотренных данной статьей).

Аналогичные требования применимы и к заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

- государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

- государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

- государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.).

Приказом Федеральной антимонопольной службы России № 67 от   10.02.2010 г. утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Данным Приказом Федеральной антимонопольной службы России также утвержден перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Таким образом, торги в форме конкурса могут быть проведены исключительно в отношении имущества, утвержденного названным Приказом (данное правило не исключает проведение торгов в форме аукциона в отношении такого имущества), в отношении иного имущества (не утвержденного Приказом) допустимо проведение торгов только в форме аукциона.

Однако пунктом 3.1.  Приказа Федеральной антимонопольной службы России № 67 от 10.02.2010 г., предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, в случае, если передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения возможна путем заключения договора аренды, право на заключение такого договора приобретается по результатам проведения процедуры торгов в форме конкурса.

Также необходимо отметить, что, если передача прав владения и пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению, то к проведению процедуры торгов применяются правила, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» (следует отметить, что ввиду изменений, внесенных в законодательство о теплоснабжении и водоснабжении, передача прав владения и пользования такими объектами возможна, в большинстве случаев, исключительно, путем заключения концессионных соглашений).

В силу статьи 13 Закона о концессионных соглашениях, данные соглашения заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 названного Федерального закона.

Также следует отметить, что на основании статьи 6 Закона о концессионных соглашениях, срок действия концессионного соглашения устанавливается таким соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

На основании изложенного, с целью недопущения нарушения действующего законодательства, в том числе, антимонопольного законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рекомендует органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям руководствоваться изменениями, внесенными в законодательство о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». В случае, если в настоящее время имеются нарушения упомянутого законодательства необходимо принять меры к незамедлительному устранению данных нарушений.