Рекомендации при формировании договорных отношений по транспортированию ТКО

Федеральная антимонопольная служба в целях обеспечения единой правоприменительной практики в процессе формирования договорных отношений по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с положениями отраслевого законодательства и законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учетом необходимости защиты интересов потребителей, а также защиты конкуренции, сообщает следующее.

Частью 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133), установлены порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги       по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил №  1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, предусмотренных указанными правилами в следующих случаях:

а)      если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б)      если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Пунктом 10 Правил № 1133 установлено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а)      подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б)      подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

При этом исполнение указанных выше положений не ставится в зависимость от организационно-правовой формы регионального оператора, либо от распространения на него положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЭ).

Таким образом, в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 10 Правил № 1133, а также в случае, предусмотренном подпунктом «б» указанной нормы, при условии наличия соответствующих положений в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации, региональный оператор обязан провести аукцион в порядке, установленном Правилами № 1133.

В иных случаях, действия регионального оператора регулируются общими нормами гражданского законодательства, а при соответствии такого регионального оператора требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, - нормами указанного закона.

 

Нарушения указанного выше механизма могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства и подлежат рассмотрению ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьями 18.1, 17 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции.