Администрацией Каргапольского района Курганской области нарушены требования земельного законодательства при проведении торгов на аренду земельного участка

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в июле текущего года поступила жалоба на действия организатора торгов – Администрации Каргапольского района Курганской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:06:032401:441, площадью 24541 кв.м с разрешенным использованием: для нужд  промышленности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Курганская область, Каргапольскй район, д. Воронова, ул. Генерала А.А.Шишкина, 3 (извещение № 010620/13158155/01 от 01.06.2020 г. размещено на сайте http://www/torgi.gov.ru).

По мнению Заявителя, действия организатора торгов, по определению срока окончания приема заявок и выставление на аукцион права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка при расположении на нём незарегистрированных объектов строительства, противоречат законодательству. 

Рассматривая доводы жалобы, Комиссия антимонопольной службы установила следующее.

Статьями 39.11 и 39.12. Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрен порядок подготовки проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 4 вышеуказанной статьи ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, организатор вышеуказанного аукциона обязан был установить дату и время окончания приема заявок 05 июля 2020 года в 15:00 или позднее. Тем не менее, согласно условиям торгов, срок установлен 03 июля 2020.

Кроме того, на основании пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что вышеуказанный земельный участок, согласно кадастрового плана территории кадастрового квартала N 45:06:032401 относится к землям населенных пунктов и, согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, на нем визуально видны объекты (сооружения) недвижимости. 

Согласно пп. 12, 13 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона  должно содержать сведения  об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев и сведения о таком обязательстве.

Данный перечень сведений о предмете аукциона, которые должны содержаться в извещении не является закрытым. К таким сведениям так же относится информация о размещенных на земельном участке незаконно установленных строениях, поскольку она влияет на принятие решения потенциальными участниками на участие в аукционе. Кроме того, потенциальный участник не сможет фактически воспользоваться своим правом пользования земельным участком по целевому назначению ввиду наличия на участке самовольно возведенных построек. 

Материалами жалобы подтверждено, что Администрации Каргапольского района Курганской области известно о расположенных на земельном участке объектах строительства, что подтверждается представленными фотоматериалами. 

Следовательно, такая информация о объектах строительства относится к сведениям о предмете аукциона и должна была содержаться в извещении о проведении аукциона. В данном случае она отсутствовала.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

На основании пп3 пункта 13 извещения о проведения аукциона на право заключения договора аренды организатором торгов установлено, что заявителям (юридическим лицам) для участия в аукционе необходимо предоставить, в том числе копии документов о государственной регистрации юридического лица, что не входит в утверждённый законодателем перечень.

Организатор торгов самостоятельно запрашивает сведения о заявителе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти.

Следовательно, Администрация Каргапольского района неправомерно установила требование к заявителям (юридическим лицам) о предоставлении копии документов о государственной регистрации юридического лица в составе документов, предъявляемых заявителями для участия в аукционе, тем самым нарушив часть 3 статьи 39.12 ЗК РФ. 

Таким образом, рассмотрев материалы дела Комиссия Курганского УФАС России выдала Администрации Каргапольского района Курганской области предписание о необходимости аннулирования процедуры торгов. 

Решается вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица, ответственного за утверждение аукционной документации.