РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/01/18.1-27/2020

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – Кукарцева О.В. – заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

Иванова А.В. – и.о. заместителя руководителя Управдения – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России,

Федорова Е.В. – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

в присутствии представителя Заказчика – Акционерного общества «Курганводоканал» (далее – АО «Курганводоканал») (ИНН: 4501175665, адрес (место нахождения): 640003, г. Курган, пл. им. Валерия Собанина, 1/1) 

в присутствии представителя Заявителя – Общество с ограниченной отвественностью «Кургантехстрой» (дале – ООО «Кургантехстрой») (ИНН: 4501136948, адрес (место нахождения): 640007, г. Курган, ул. Омская, д. 133) 

в присутствии представителя заинтересованного лица  – Администрации города Кургана (ИНН: 4501005007, адрес (место нахождения): 640002, г. Курган, пл. им. В.И. Ленина, д. 1) 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «Кургантехстрой» (вх. № 5222 от 01.12.2020 г.), на действия заказчика в лице АО «Курганводоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (извещение № 0400600003720000001 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы Курганским УФАС России установлено следующее.

03.11.2020 года в Единой Информационной Системе в сфере закупок (далее - ЕИС) АО «Курганводоканал» разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности: Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской для нужд АО «Курганводоканал».

На участие в открытом конкурсе в электронной форме подано три заявки под идентификационными номерами 1, 2, 3 (ООО «Кургантехстрой» заявку не подавало).

Начальная цена открытого конкурса в электронной форме 154 702 920,00 рублей.

27 ноября 2020 года в 09:30 мин подписан Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме извещение № 0400600003720000001.

27 ноября 2020 года в 16:00 мин подписан Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме извещение № 0400600003720000001, победителем которого признано ООО «Строительно-монтажная компания «Артель».

19.11.2020 года Организатору конкурса через оператора ЕИС от ООО «Кургантехстрой» был направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации на право заключения контракта по объекту закупки «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавод» до ул. Пролетарской», номер закупки: 0400600003720000001, размещенной на площадке АО «Сбербанк-АСТ» по следующим вопросам:

- в наименовании объекта закупки указано «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской». Просим разъяснить со ссылкой на нормативно-правовое обоснование «Модернизацию коллектора», поскольку практически в результате выполнения работ изменяются лишь качественные характеристики объекта, повышается его производительность и мощность без изменения технологического процесса производства;

- просим разъяснить предъявленные требования к участнику аукциона - наличие у участника конкурса права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда в соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ с учетом того, что объектом закупки является «Модернизация коллектора», что не относится к перечисленным видам работ, установленных в ст. 55.8 ГрК РФ. Более того, по результатам аукциона не подписывается договор строительного подряда, а подписывается контракт на выполнение работ по «Модернизации коллектора».

На запрос Организатор конкурса сообщил о сложившейся практике, без нормативного обоснования применения нормы Градостроительного кодекса РФ.

Заявитель считает, что установленное требование о наличии у участника конкурса права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда в соответствии со ст. 55.8 ГК РФ является незаконным, поскольку привело к существенному ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для каких-либо участников, так как объектом закупки является «Модернизация коллектора», в соответствии с Градостроительным кодексом РФ «модернизация» не относится к перечисленным видам работ, установленных в ст. 55.8 ГК РФ.

В связи с изложенным заявитель просит:

  1. Провести проверку на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  2. На период проведения указанной проверки и вынесения решения антимонопольным органом приостановить подписание контракта по объекту закупки «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавод» до ул. Пролетарской», номер закупки: 0400600003720000001 с ООО Строительно-монтажная компания «АРТЕЛЬ»;
  3. Проверить законность действий Организатора, а в случае установления факта нарушения им в отношении ООО «Кургантехстрой» действующего законодательства предоставить ООО «Кургантехстрой» возможность реализации его законного права на участие в конкурсе.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с положениями ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Согласно ч. 4.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Представитель АО «Курганводоканал» на заседании Комиссии пояснил, что открытый конкурс в электронной форме № 0400600003720000001 был проведен в соответствии с частью 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Курганской области бюджету муниципального образования город Курган на решение вопросов местного значения муниципального образования город Курган от 03 марта 2020 года. Организатору конкурса представлены субсидии, в том числе на модернизацию коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавод» до ул. Пролетарской.

Таким образом, заказчик осуществлял обязательные торги в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

03.11.2020 года в ЕИС АО «Курганводоканал» разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности: Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской для нужд АО «Курганводоканал».

Начальная цена открытого конкурса в электронной форме 154 702 920,00 рублей.

АО «Курганводоканал» (далее - Заказчик) при объявлении закупки руководствовалось частью 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Источник финансирования: субсидии города Кургана.

Обществом с ограниченной ответственностью «СтройМонтажПроект» Свидетельство № ГАП-СЧ-6311149484-353-18 от 15 февраля 2018 года, по договору №10-01 в октябре 2020 года разработана и утверждена Проектная документация на строительство, объектом строительства является: «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской».

Таким образом, закупка  № 0400600003720000001 осуществлялась на основании разработанной проектной документации.

Наименование и местонахождение объекта: «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской г. Курган» Курганская обл. Характеристика строительства - модернизация (капитальный ремонт).

В проектной документации указано, что работы, которые будут выполняться на объекте - модернизация (капитальный ремонт) (фактически демонтаж старого коллектора и строительство нового коллектора, который является объектом капитального строительства линейного объекта). Заказчик полагает, что название проекта на титульном листе не определяет общий смысл проектной документации.

Кроме того, проектная документация также размещена на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/, для того, что бы каждый участник открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, мог ознакомиться с видами и объемом работ, которые необходимо выполнить по итогам проведения закупочной процедуры.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчик, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки установил следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установило требования к участникам закупки в соответствии со статьёй 55.8 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020), а именно частью 1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации предусматривают требование к участнику закупки  о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

19 ноября 2020 года через оператора ЕИС Заказчику в лице АО «Курганводоканал» поступил запрос о разъяснении положений конкурсной документации на право заключения контракта по объекту закупки «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавод» до ул. Пролетарской, номер закупки № 0400600003720000001, размещенной на площадке АО «Сбербанк-ACT», со следующими вопросами:

- В наименовании объекта закупки указано «Модернизация коллектора по ул. Куйбышева от «Дрожзавода» до ул. Пролетарской». Просим разъяснить со ссылкой на нормативно-правовое обоснование «Модернизацию коллектора», поскольку практически в результате выполнения работ изменяются лишь качественные характеристики объекта, повышается его производительность и мощность без изменения технологического процесса производства.

 - Просим разъяснить предъявленные требования к участнику аукциона- наличие у участника конкурса права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда в соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ с учетом того, что объектом закупки является «Модернизация коллектора», что не относится к перечисленным видам работ, установленных в ст.55.8ГрК РФ.

По результатам аукциона подписывается контракт на выполнение работ «Модернизация коллектора», а не договор строительного подряда.

Акционерное общество «Курганводоканал» предоставил следующие разъяснения положений документации о конкурсе.

Согласно извещению № 0400600003720000001 о закупке, Акционерным обществом «Курганводоканал» проводится открытый конкурс в электронной форме, а не аукцион.

Комиссией установлено, что при размещении извещения о закупке и конкурсной документации АО «Курганводоканал» руководствовалось проектно-сметной документацией, подготовленной специализированной организацией, определенной на основании аналогичных закупочных процедур. Данной организацией, при подготовке проектно-сметной документации, вид работ определен как модернизация. Оснований не доверять и оспаривать проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, у АО «Курганводоканал» не имеется.

Проведение Акционерным обществом «Курганводоканал» закупки в виде конкурса в электронной форме с предъявлением требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации не противоречит статье 55.8 ГК РФ и статье 49 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 8.1. статьи 3 Закона о контрактной системе контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, АО «Курганводоканал» нарушений статей 31, 33, 54.2, 54.3 Закона о контрактной системе при размещении извещения о закупке и конкурсной документации допущено не было.

На сайте http://reestr.nostroy.ru/reestr в открытом доступе размещен Единый реестр членов СРО. Из указанного реестра следует, что ООО «Кургантехстрой» ИНН 4501136948 является членом СРО. Из сведений о наличии права у члена саморегулируемой организации становится понятно, что у данной организации есть разрешение на участие в процедурах только по первому уровню ответственности (не превышает шестьдесят миллионов рублей), соответственно никаких ограничений для участия в процедуре, проводимой Акционерным обществом «Курганводоканал», для общества с ограниченной ответственностью «Кургантехстрой» ИНН 4501136948 не было.

Таким образом, вышеуказанные положения конкурсной документации, по мнению АО «Курганводоканал», не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов ООО «Кургантехстрой».

ООО «Кургантехстрой» не участвовало в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доводы, приведенные в жалобе, не являются обстоятельствами, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По мнению АО «Курганводоканал» нарушений действующего законодательства со стороны последнего не допущено, доказательств нарушений прав и законных интересов ООО «Кургантехстрой» или иных лиц не предоставлено.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств, Комиссией УФАС по Курганской области в действиях Заказчика не установлено нарушения положений Закона о контрактной системе.

  Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Кургантехстрой» признать необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.